СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ СОБОР

Адрес: Луганская обл., г.Алчевск, пл.Церковная,1. Тел.: (06442) 5-51-33, 5-52-25.
Настоятель — протоиерей Александр Устименко.

Веб-сайт - http://alblago.lg.ua/

собор в АлчевскеГород, не осененный куполами храма, выглядит сиротливо. Невольно думается, что у такого города, вероятно, есть мозг, есть трудолюбивые руки, а вот сердца, души — нет. Давно ли вы стали это понимать? Давно ли вернулось желание найти взглядом увенчанные крестами купола и поклониться им — не потому, что кем-то так предписано, а потому, что этого просит душа… Увы. Слишком памятны недалеко ушедшие времена. И помнит их, молчаливо помнит Свято-Николаевский кафедральный собор — старейший храм Алчевска, в 2008 году отмечающий свое 200-летие.
Если дойти до самых истоков, выяснится, что Алчевск в известной степени обязан своим старейшим храмом самой Екатерине Великой. Во второй половине ХУIII века императрица начала заселение нашего края: жаловала бывшим военным за их заслуги ранговые дачи — земельные наделы согласно рангу. Часто новые хозяева называли владения своими именами. Так поступил и секунд-майор Василий Степанович Сабов, получивший три тысячи десятин земли близ реки Долгенькой. Так возникла слобода Васильевка. Вскоре здешние помещики начали возводить церкви. Взялся за это богоугодное дело и сын Сабова Николай Васильевич — и завершил его к 1808 году. По просьбе Сабова церковь, воздвигнутая его стараниями, была посвящена Великому чудотворцу Николаю Угоднику.
Тогда, две сотни лет назад, выглядел он скромно: просто небольшая однопрестольная церквушка. В 1899 году к основному зданию были пристроены боковые приделы: правый — в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость», левый — в честь Святого Пророка Божьего Илии. Храм стал трехпрестольным, а к началу ХХ века, по сохранившимся свидетельствам, достиг великолепия. В исторических заметках упоминается большой прихрамовый комплекс, который включал в себя дома для церковнослужителей и здания, где прихожанам и всем нуждающимся оказывалась благотворительная помощь. Церковный двор был окружен садом Алексеевского общества. Рядом с церковью стоял дом промышленника, основателя города А.К.Алчевского. С 1907 года в этом здании располагалась церковно-приходская школа.
Славился в округе звонарь «Микита-слепой» — видимо, по-настоящему талантливый человек. Равных ему не было, семь колоколов звучали дивной музыкой, слышной даже в соседней Михайловке. Веревка еще от одного колокола спускалась до земли, чтобы каждый мог воспользоваться им, как набатом, в случае бедствия — пожара, например.
История сохранила имена многих священнослужителей: Василий Недоймышев, Тимофей Драгожинский, Иоанн Зелницкий… Встречались среди них и настоящие подвижники. С конца ХIХ века настоятелем храма был отец Павел — Павел Васильевич Ивашенков, истинно Божий человек, чья жизнь являла собой пример добродетели. В любое время дня и ночи он шел к тем, кто звал на помощь. Мед, собранный со своей пасеки, разносил бедным… У стен церкви сохранились две старинные могилы. В одной из них похоронен отец Павел.
После революции многие храмы постигла печальная участь: разрушение, разграбление… Божий промысел долго хранил Свято-Николаевский храм. Его не тронули ни первые большевики, ни сменившие их деникинцы. Лихие комсомольцы 20-х годов в запале борьбы с «опиумом для народа» призывали закрыть храм, но и тогда их словно не слышали. И лишь в 1935 году час пробил. Летним утром в праздник Петра и Павла верующих не пустили в храм. С этого дня службы прекратились. А в сентябре церковь начали ломать: сбросили крест, разрушили купол и колокольню… Прихожане постарались спасти хотя бы иконы, разобрав их по домам. Потом в изуродованном здании открыли молочарню: пастеризовали молоко, делали мороженое. Работали здесь немки, потому предприятие просуществовало недолго. Немок, разумеется, выслали, производство остановилось.
А в начале Великой Отечественной войны, когда наши войска вели кровопролитные бои в районе Дебальцево, храм стал госпиталем — как и большинство других православных церквей, оказавшихся в прифронтовой полосе. Часто здесь умирали раненые, хоронили их тут же, неподалеку от церкви.
Именно в эти тяжелые годы Свято-Николаевский храм вновь стал действующим. Открыли его в 1942 году немцы, оккупировавшие город. Нетрудно представить, как здесь втихомолку, со слезами молились за скорую победу, за то, чтобы живыми вернулись домой те, кого так ждут. Как склонялись перед иконами измученные жены и матери, прося мира, жизни… После войны советские чиновники уже не решились закрыть храм — видимо, отблагодарив таким образом православную церковь за вклад в победу. Но жизнь церкви в годы воинствующего атеизма была полуподпольной. Обряды и таинства совершались в строжайшем секрете, записи о венчании и крестинах не велись — это было слишком опасно. Вообразить лишь, как рисковал партбилетом коммунист, отважившийся принять крещение! Тот период истории храма практически не восстановим, документальных свидетельств не осталось. Но нет сомнений: церковная жизнь в городе не замирала, а Свято-Николаевский храм оставался ее единственным средоточием.
Да, многое, многое помнят стены храма, слышавшие и пение церковного хора, и перекликание немок-молочниц, и стоны раненых, и резкие голоса фашистских офицеров. Многое пришлось пережить, прежде чем в небо вознесся новый купол — выше прежнего.
Возрождение храма началось в 1989 году, после празднования 1000-летия Крещения Руси. Времена стали меняться, немыслимое ранее вновь оказалось возможным. Тогда же настоятелем был назначен священник Александр Устименко, со всей энергией взявшийся за восстановление церкви, возвращение ей достойного облика. В 1990 году впервые за полвека над городом разнесся колокольный звон, и не одно сердце сжалось от позабытого, а для кого-то — совсем нового чувства. И слово пришло, будто всплыло: благовестят! А дальше события последовали одно за другим: строительство колокольни взамен временной, воздвижение купола, освящение новой крестилки, строительство воскресной школы… А затем случилось то, что нельзя истолковать иначе, как знак свыше. В один из зимних вечеров в подвале подсобного помещения была обнаружена (или, говоря церковным языком, обретена) чтимая «Державная» икона Божьей Матери — самый старинный из сохранившихся в храме образов. Священнослужители сочли это проявлением Вышнего благоволения. Видимо, радостный труд, усердие тех, кто возрождал храм, были угодны Богу. Перед чудесной находкой сразу же отслужили молебен с акафистом, благодарственным каноном и водоосвящением. Длился он несколько часов, но молившиеся не ощутили и тени усталости. С тех пор в Свято-Николаевском соборе каждую субботу совершается акафист перед этой святой иконой.
Чудесное явление образа Богоматери словно придало сил. Труды продолжались и множились: обновление внутренних росписей, строительство новой ограды, открытие духовного училища и пастырских курсов для взрослых, милосердная деятельность сестричества Святой Преподобной Елизаветы и другого сестричества, созданного при онкологическом диспансере, строительство первой в области часовни для заключенных, а также часовни в честь святого благоверного Великого князя Александра Невского… А дороже и важнее всего то, что дорога к храму от года к году становится все более людной. И дело здесь не в «моде» на религию. В храме вновь ищут утешения, прощения, ответов на мучительные вопросы. Сюда идут, стремясь понять собственную душу, обрести Бога, обрести истину. И церковь идет навстречу людям, не ожидая, пока они сами, путем трудных исканий, ценой ошибок и разочарований придут (или не придут) в храм. Традицией — пусть пока недавней, но очень красноречивой — стали экскурсии городских школьников в храм. Многие дети приходят сюда впервые благодаря этим экскурсиям — а придя, чувствуют потребность вернуться.
Прихожане стремятся и к священным реликвиям, которыми гордится Свято-Николаевский собор. Среди них — уже упомянутая «Державная», старинные иконы Святителя Чудотворца Николая, образ Иисуса Христа, привезенный из Афонского монастыря, частица Животворящего Креста Господня, вмонтированная в специально изготовленный деревянный крест. Этот крест возлагался на Гроб Господень в Иерусалиме, погружался в священные воды реки Иордан. Частица освящена кровью самого Христа и является мощным оружием против зла. Кроме того, в Свято-Николаевском храме находятся частицы мощей святых, кусочек Мамврийского дуба, у которого Авраам беседовал с Господом, камень из пещеры пророка Илии на горе Хорив (Палестина), ленточки, освященные на поясе Богородицы. Недавно появились иконы преподобных Иова и Амфилохия, переданные в дар Почаевской Лаврой.
Готовясь к юбилею, собор (31 мая 2007 года он стал кафедральным) удивительно преобразился. Проделан огромный объем ремонтных и реставрационных работ. Все они велись на пожертвования. И, право же, копейка, отданная на это доброе дело, весила ничуть не меньше крупной суммы: ведь все дающие были движимы одним и тем же чувством, добрым и благородным.
В свою третью сотню лет центральный храм Алчевского благочиния вступает во всей красе. В чем она, эта красота? Не только во внешнем. Нет, не только… Куда важнее то, что минувшие годы сделали его одушевленным существом, прожившим с горожанами долгую жизнь, поддерживавшим их в самые тяжелые часы. Он давал приют уставшим, новые силы отчаявшимся, учил быть великодушными обиженных и благородными — победивших…


 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU