СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР

Адрес: г.Сумы, ул. Троицкая (быв. Дзержинского), 24-а.


СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР сумы

















«Храм во имя Св.Троицы, как показывают метрики – пишет в своем труде «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» Филарет Гумилевский – существовал в Сумах в 1735 году, но с какого времени, неизвестно. Его видим  по акту 1730 года. В 1732 году при нем школа с двумя учителями и богадельня (шпиталь) для мещан.

Михаил Лаврентьевич и племянник его Павел Михайлович Линтваревы, по ревности своей к богоугодным делам, в 1827 году окончили постройку новой каменной церкви о двух престолах, с такой же колокольней и оградой. Главный престол – во имя Св. Троицы, на хорах – во имя святых страстотерпцев благоверного князя Михаила и боярина его Феодора Черниговских чудотворцев. Как видно из описи, эту церковь украсил и достаточно снабдил церковной утварью Павел Линтварев. За эти пожертвования, по представлению епархиального начальства, ему, Линтвареву было изъявлено монаршее благоволение. На постройку храма Линтваревыми было употреблено до 17 200 рублей серебром. Из состоявших при сей церкви священников примерной жизнью своей и пастырскими наставлениями особенно отличал себя священник, потом протоиерей Стефан Македонский».

По Справочной книге для Харьковской епархии Ивана Самойловича за 1904 год, Троицкой церкви принадлежали около 6 десятин усадебной земли. Пахотной и сенокосной не было. Прихожан: 785 м.п. и 784 ж.п. Неприкосновенный капитал составлял 15 500 рублей, из которых процентами от 3500 – пользовался причт, а остальными церковь. Причта по штату было положено: священник, диакон и псаломщик. При храме были две церковно-приходские школы, а также городское приходское и земское училища.  

Исключительно стараниями Павла Ивановича Харитоненко в Сумах построен новый,  величественный храм во имя Святой Троицы. Своим силуэтом Троицкий собор очень напоминает знаменитый Исаакиевский в С.-Петербурге. Он и задумывался Харитоненко как храм, который должен превзойти по красоте и величию все сумские церкви. Собор строился рядом с Троицкой церковью с 1901 по 1914 год. Закладка первого камня состоялась в мае 1901 года. В начале, для подготовки проекта, П.И.Харитоненко обратился к московскому архитектору А.В.Щусеву, который в силу занятости не смог заниматься всем проектированием собора. И храм проектировал и строил сумской архитектор – инженер Г.А.Шольц. А вот проект мозаичного пола и церковной ограды выполнил А.В.Щусев.

На строительство Троицкого собора П.И.Харитоненко потратил примерно полмиллиона рублей. В 1905 году работы были приостановлены, так как Харитоненко оказался на грани банкротства в связи с общим экономическим кризисом в России. Однако, вскоре положение улучшилось и Харитоненко смог продолжить строительство. Мечтая повторить чудо Владимирского собора в Киеве, Павел Иванович обращается к известному художнику – Михаилу Нестерову, с которым был достаточно хорошо знаком по Москве, и заказывает ему образа для иконостаса собора. Шесть великолепных образов – Христос, Богоматерь, Троица, Никола, архангелы Гавриил и Михаил, - над которыми работал художник в течение 1913-1914 годов, принадлежат к лучшему, что было сделано Нестеровым в области церковной живописи. С.Н.Дурылин приводит слова художника: «Тут я сам по себе.  Тут кое-что я нашел». Эти шесть образов исчезли из Троицкого собора еще в 20-е годы ХХ века.

В интерьере храма живопись на холстах и в нишах под окнами и на парусах выполнял московский художник Н.Нивинский. Позже, в 1914-1915 годах над витражем «Троица» работал петербургский художник К.Петров-Водкин. Величественный мраморный иконостас погиб во время войны, когда его транспортировали на корабле из Италии. На заводе братьев Самгиных в Москве были изготовлены 12 колоколов.

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU