ТРЕХСВЯТИТЕЛЬСКИЙ ХРАМ

Адрес: г. Харьков, ул. Конной Армии, 101. Тел.: (057) 733-18(19)-36.
Настоятель: протоиерей Иоанн Лизан.


Строительство храма
 
ТРЕХСВЯТИТЕЛЬСКИЙ ХРАМ г. Харьков, ул. Конной АрмииУчасток для строительства храма имел площадь 750 кв. саженей (0,34 га) . Строительный комитет рассмотрел несколько вариантов проектов храма и остановился на проекте, предложенном многоопытным и авторитетным харьковским зодчим — профессором Технологического института М.И.Ловцовым.

Предложенное М.И.Ловцовым решение, не вступая в противоречие с каноническими требованиями к церковным зданиям, содержало новаторские идеи. В качестве прообраза было взято объёмно-планировочное и конструктивное решение церкви на Петербургском подворье Киево-Печерской лавры, построенной в 1895—1900 годах по проекту инженера В.А.Косякова.

Закладка Трёхсвятительского храма состоялась 2 сентября 1906 года. М.И.Ловцов, тогда уже тяжело больной, не смог принять участия в торжестве. Его жизнь оборвалась 29 ноября 1907 года, когда на строительной площадке велись земляные работы. Закладка осуществлялась уже под руководством нового епархиального архитектора Владимира Николаевича Покровского.
Разносторонне творчески одарённый, с высоким художественным вкусом, обладавший широкими знаниями и опытом, В.Н.Покровский по натуре был новатором. Но в то же время он проявлял исключительно бережное отношение к замыслам своих предшественников, прилагая максимум усилий к их наилучшему воплощению в жизнь.

В ходе восьмилетних работ по строительству Трёхсвятительского храма В. Н. Покровский лично разрабатывал рабочие чертежи и шаблоны и наблюдал за ходом работ.

Для исполнения росписей храма был приглашен талантливый петербургский живописец Алексей Яковлевич Соколов. Труд по росписи храма Трёх Святителей А.Я.Соколов выполнял на протяжении двух лет, добившись при этом выдающихся художественных результатов. Оригинальный иконостас храма был изготовлен в Италии по чертежам В. Н. Покровского. Особую художественную ценность Трёхсвятительской церкви придают уникальные интерьеры, которые с момента освящения храма и до настоящего времени вызывают заслуженное восхищение.


Приведём отзыв современника, относящийся к 1915 году: "Внутри он (храм) весь открыт, и в этом его особенность и прелесть. Весьма нарядный и изящный снаружи, он ещё прекраснее внутри... Художник Соколов украсил храм чудной стенной и иконостасной живописью. Художник хорошо изучил древнерусскую и византийскую иконопись и понял её основную идею. Он дал здесь не копии старинных росписей, а художественное воспроизведение их. Само расположение росписей на стенах храма и икон в иконостасе правильно продумано и согласовано. ...По художественной росписи этот храм единственный и самый лучший в Харькове".

На строительство пошло около 2 млн. штук кирпича, а общая сумма затрат на все работы составила 200 тысяч рублей в ценах того времени. Площадь нового храма позволяла разместить в нём во время службы до 650 человек.

Имена архитектора В. Н. Покровского и художника А.Я.Соколова напечатлены на памятной доске, установленной на западной стене в зале храма.
 

Освящение храма
 
Торжественный акт освящения Трёхсвятительского храма, строительство которого было в основном завершено в конце 1914 года, состоялся 29 мая 1915 года. О торжественном освящении храма позаботились Г.О. и М.С. Гольберги. Совершить чин освящения изъявил желание Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан, с 1901 по 1903 гг. возглавлявший Харьковскую кафедру.

28 мая в храм доставили из Куряжской обители святую чудотворную икону Озерянской Божьей Матери. Настоятель Куряжской обители Преосвященный Феодор заведовал порядком освящения. Высокохудожественные церковные принадлежности и утварь были приобретены в Москве у фабриканта Оловянишникова. Вызывали восхищение запрестольные кресты, Евангелие и дарохранительницы, выполненные в стиле роскошных изделий XVII века. Накануне дня освящения с 6 часов вечера Преосвященный Феодор совершил всенощное бдение по чину храмового богослужения в честь Трёх Вселенских Святителей, во время которого храм впервые осветили. Особенным образом расположенные светильники направляли свет вверх и на росписи алтарных стен. Середина храма освещалась громадной люстрой византийской формы "хороса" в виде громадного обода на массивных цепях, закреплённых в боковых стенах.

29 мая торжества начались в 9 часов утра при стечении множества людей. В храм пропускали только по приглашениям. Преосвященный Феодор (Лебедев), епископ Сумской, встречал Митрополита Киевского Флавиана (Городецкого), Митрополита Антония (Храповицкого), члена Государственного Совета митрофорного протоиерея Т. И. Буткевича, наместника Киево-Печерской лавры архимандрита Амвросия, наместника Покровского монастыря архимандрита Рафаила и других представителей духовенства. На богослужении присутствовали шталмейстер Двора его Императорского Величества М.К.Катеринич, вице-губернатор П.Н.Масальский, попечитель учебного округа П.Е.Соколовский, городской голова профессор Д.И.Багалей, ректор Харьковского университета профессор И.В.Нетушил, Г.О.Гольберг и М.С.Гольберг, архитектор В.Н.Покровский, художник А.Я.Соколов, представители военных властей, именитое купечество, видные общественные деятели, местные и приезжие богомольцы.

После помазания храма святым миром Высокопреосвященный Архиепископ Антоний поднял святые мощи и весь сонм духовенства и богомольцев обошел крестным ходом храм под торжественный звон колоколов. Затем последовал чин "возьмите врата князи ваша, возьмитеся врата вечные и внидет Царь славы! Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и сильный, в брани!" (Псалом 23,7-8). Распахнулась завеса, отделявшая притвор от храма, и крестный ход вступил в храм, затем в алтарь. Заключительную молитву произнес в царских вратах Святитель Флавиан.
 
После обычного многолетия началась Божественная литургия. В конце литургии Высокопреосвященный Антоний произнес слово, посвящённое торжеству. Указав на то, как часто богатства и роскошь тратятся на суету и тщеславие, он отметил в наших людях исконную черту — любовь к храмам Божьим, жертвы и щедрость на их создание и украшение, остановившись при этом на примере, поданном супругами Гольбергами. От имени Куряжского Спасо-Преображенского монастыря им поднесли образ Трёх Святителей, и епископ Феодор произнес приветственную речь в их честь. На стене храма была установлена памятная доска с именами преосвященных, зодчего и художника.

После окончания торжества гости направились по приглашению Гольбергов к ним в дом, где всех потчевали хлебом-солью, а в 17 часов в Трёхсвятительской церкви началась каждодневная служба.
  
Из жизни храма
 
После революции 1917 года Трёхсвятительскую церковь в 1923 году превратили в склад, куда свозили церковное имущество из закрытых храмов. Но уже в 1925 году церковь удалось открыть вновь. В короткое время она завоевала большую популярность у харьковчан, превзойдя по числу прихожан городской и кафедральный соборы. Сохранившиеся архивные документы о деятельности Церковного совета Трёхсвятительского храма заканчиваются 1929 годом, но известно, что церковь продолжала действовать до предвоенных лет. Служба в ней, возобновившаяся в 1941 году, продолжалась и во время Великой Отечественной войны, когда Харьков был оккупирован немецко-фашисткими захватчиками. Официальная регистрация храма состоялась в 1944 году.

В храме и сегодня идут службы, а праздничный перезвон колоколов услаждает слух жителей заречной южной части Харькова.

Трёхсвятительская церковь стала не только одной из лучших в Харькове, но по праву признана архитектурным памятником Украины.

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU