МОНАСТЫРЬ КОСЬМЫ И ДАМИАНА

Адрес: АР Крым,  г. Алушта, Крымский заповедник.
Наместник - архимандрит Амфилохий (Осоченко).




В 35 километрах от Симферополя и 18 километрах от Алушты, у подножия горы Чатырдаг (Шатер-горе), в глубоком горнем ущелье, находящем-ся ныне в Крымском заповеднике, около горней реки Алма, находится сей монастырь, основанный в 1856 году по замыслу святителя Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического. Обитель была создана при вытекающем из-под горы Источнике, вода которого считается целебной. Крымские татары называли источник Соуксу (холодная вода) или Савлук-су (здоровая вода). Церковное Предание говорит, что братья Косьма и Дамиан безвозмездно лечили народ в Риме и вынуждены были скрываться от преследований римского императора Карина в Крымских горах. В 1898 году мужская киновия была преобразована в женский монастырь.
На Таврическую и Симферопольскую кафедру 30 сентября 1898 года был назначен епископ Николай (Зиоров), бывший епископ Алеутский. Владыкой была высказана мысль о преобразовании киновии Свято-Косьмо-Дамианской в женскую обитель, а монахов распределить по другим мужским монастырям. Топловский Свято-Параскевский женский монастырь к тому времени был сильно перенаселен. И это послужило одной из главных причин для такого преобразования.
Владыка Николай очень ревностно относился к чистоте иноческого жития, особенно усердно насаждал женское подвижничество и заботился об устроении в Крыму женских обителей, которых здесь было гораздо меньше чем мужских. По этому поводу епископ Николай направил в Святейший Синод прошение и уже 16 июля 1899 года Указом Святейшего Синода было постановлено: "Косьмо-Дамиановскую киновию обратить в общежительный того же наименования женский монастырь и назначить настоятельницей сего монастыря из Топловской Свято-Параскевской общежительной обители монахиню Варсанофию с возведением ее в сан игумении. Через неделю она во главе 25-ти сестер прибыла к своему новому месту жительства. Все монастырские постройки и инвентарь были переданы монахиням во главе с настоятельницей Варсанофией. Что касается братии мужского монастыря, то ее разместили по другим монастырям Таврической епархии: в Балаклавский Свято-Георгиевский, Херсонесский Свято-Владимирский и Кизилташский святителя Стефана Сурожского.
Официально о преобразовании мужской киновии в женский монастырь было объявлено 1 августа 1899 года прочтением Определения Святейшего Синода.
В этот день в последний раз соборно было отслужена обедня, во время которой был освящен новый прекрасный иконостас, сделанный в Москве для мужской обители по заказу известного благотворителя Косьмо-Дамиановской киновии, потомственного почетного гражданина коммерц-советника Н.Д.Стахеева.
Прежде всего игумения Варсонофия капитально отремонтировала главный храм Косьмо-Дамиановский, постройки и дополнительные келии, а также просфорня, хлебопекарня, рукодельная мастерская, прачечная, амбар с закромами для хранения муки, крупы и прочие.
Если с матушкой Варсонофией из Свято-Параскевкого монастыря в августе 1899 года пришло 25 монахинь, то уже к концу этого же года стало 50, через пять лет - 80, еще через 10 - 100, а к 1915 году в монастыре проживало более 120 насельниц, из которых 8 монахинь, 31 рясофорниц, 1 послушница, 6 указанных послушниц и 77 человек находились в обители пригодности к монастырской жизни.
В храмах, келиях, гостиницах соблюдалась безукоризненная чистота. Во всех зданиях монастыря по местах необходимости производилась замена полов, окон или дверей; их покраска и побелка как снаружи, так и внутри, а также общий ремонт стен и крыши.
Монастырь ежедневно давал приют многим приходящим: одевал, обувал и кормил около 100 человек, многих из которых не было места в миру и которые пришли в обитель как в последнее убежище. Бедным паломникам и богомольцам пища отпускалась бесплатно. С состоятельных же лиц плата за стол, разумеется постная, взималась сколько кто может, что записывалось в специальную книгу. Проживание в монастыре разрешалось до десяти суток, но в исключительных случаях. Когда имелось свободное помещение в гостинице, дозволялось за условную плату, с разрешением игумении оставаться и на более продолжительное время.
В женском монастыре находились на перевоспитании мололетние преступницы и беспризорные девочки. По Указу Святейшего Синода от 19 декабря 1900 года епархиальное начальство распорядилось размещать в обители несовершеннолетних нарушителей Уголовного Кодекса по судебным приговорам на перевоспитание. Дети полностью находились на довольствии монастыря. Здесь лечили их больные души.
В число сестер монастыря принимались лица в основном из мещанского и крестьянского сословия, зрелого возраста, испытанные в течение многих лет своей благочестивой жизнью, либо молодые девушки, которых привозили и определяли сюда сами родители. Благодаря такой строгости, ошибок в выборе почти не было.
Все свое время сестры посвящали молитве и труду. Трудились они с раннего утра до позднего вечера, выполняя разного рода работы по хозяйству: на кухне, хлебопекарне, просфорне, рукодельной, портняжной и башмачной мастерских, на огороде и скотном дворе и т.д. Также они шили церковные облачения и обувь сестрам, ткали ковры и плели кружева.
Монастырь имел также иконную лавку, где продавались иконы, книги и брошюры духовно-нравственного содержания, открытки и фотографические виды монастырей и другие виды церковных товаров.
Богослужение в монастыре совершалось ежедневно со строгим соблюдением церковного Устава в следующем порядке: Вечерня с Утренней в 4 часа вечера зимой и в 5 часов летом; правило в 8 часов вечера и в 12 часов ночи Полуношница. По вторникам перед Божественной Литургией читали акафист святым бессеребренникам и чудотворцам Косьме и Дамиану, а по субботам - Благовещению Пресвятой Богородицы, как и когда-то монастырь был мужским.
На рубеже 1920-30-х годов обитель закрыли и здесь размещалось управление Крымского государственного заповедника. Во время Великой Отечественной войны в монастыре организовывался партизанский отряд. Стремясь вытеснить партизан из заповедника, немецкие войска сожгли деревянные монастырские строения. Уцелела лишь каменная часовня у святого Источника.
В 1994 году началось возрождение обители. Монастырь имеет Подворье на берегу моря, храм Благовещения Пресвятой Богородицы, построенный в 1995 году и святого благоверного князя Александра Невского на территории санатория "Утес".

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU