КИЗИЛТАШСКИЙ СВЯТОГО СТЕФАНА СУРОЖСКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: АР Крым, Судакский р-н, с. Краснокаменка, ул. Крымская, 41.

Наместник - архимандрит Марк (Александров)

Веб-сайт: http://kiziltash1.narod.ru/


Монастырь находится в 80 километрах от Симферополя и В 15 километрах на северо-востоке Судака.
Кизил-Таш в переводе с татарского языка означает - красный камень. Церковное Предание говорит, что в VIII веке В ЭТОЙ местности располагалась летняя резиденция святителя Стефана, архиепископа Сурожского (Сурож - древнее название Судака)
Высота Кизилташских гор - 400-600 метров над уровнем моря. В честь пребывания в этих места святителя Стефана здесь был создан православный монастырь. На вершинах гор были установлены огромные, хорошо обозреваемые издали кресты. Достопримечательностью монастыря являлся целебный Источник, расположенный в одной из окрестных пещер. По Преданию В пещере у целебного Источника была найдена икона Божией Матери. Многие путешественники, посетившие Кизил-Таш, за природную красоту называли эту местность Крымской Швейцарией.
Вскоре после явления Богоматери сюда начались совершаться паломничества, где у Источника совершались благодарственные молебны. Позднее в указанной пещере у Источника нашла себе пристанище болгарская девушка Константина из села Кишлав, будущая основательница Свято-Па- раскевского женского монастыря.
В 50-е годы XIX века у Источника поселились странствующие монахи Пантелеимон и Андроник, которые на первых порах построили шалаш, обмазав его глиной, и устроили здесь монашескую обитель. Посетивший в 1855 году архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) освятил эти места в честь святителя Стефана Сурожского.
На его прошение Святейший Синод дал разрешение о создании в этом месте Крыма мужского общежительного монастыря. Первым настоятелем был назначен игумен Арсений, а через три года после основания монастыря был поставлен иеромонах Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря Парфений, который сумел своими организаторскими способностями наладить работу по строительству помещений, произвел благоустройство территории, организовал работу подсобного хозяйства так, что оказалось способным не только кормить иноков и паломников, но и сдавать излишки для продажи населению. Главным направлением настоятеля Парфения - суметь правильно организовать Богослужение в обители. Трудами и заботами его и монахов возводились келии и пособные помещения, благоустраивалась территория киновии, а также высаживался сад и виноградник.
Настоятель очень негативно относился к человеческим порокам: лени, пьянству и воровству. Он искоренял их не только среди монастырской братии, но и среди местного населения.
Более 20 лет после настоятельства Парфения обителью управлял игумен Николай, благодаря которому укрепилась материальная база и подвижническая жизнь монастыря. В 1870 году на территории монастыря была построена каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с колокольней. Однако храм был очень холодным, поэтому Богослужение совершалось только летом.
В 1885 году в честь святителя Стефана была построена новая церковь в виде молитвенного дома, при которой помещались ризница и келия для пономаря, а с северной стороны были пристроены келии для по-слушников. К 1894 году в монастыре проживало 65 человек с послушниками и монахами. Также к этому времени в обители имелась библиотека, в которой насчитывалось 114 томов церковно-историко-богословской литературы.
До начало Первой Мировой войны в монастыре происходили трудности и невзгоды, связанные с созданием материальной базы монастыря, что способствовали росту недовольства братии между собой.
Так, с самого начала в обители стали формироваться группы недовольных в отношении к тем, кто не мог или не хотел физически работать. Тяжелый моральный климат, царивший в киновии, не способствовал усилению духовного влияния на местное население, а скорее, наоборот, разрушал те надежды святителя Иннокентия, которые он связывал с созданием В особо почитаемых святых местах Крыма небольших монастырей, построенных по принципу Святом Горы Афон, способных не только укреплять дух единомыслия, но и привлекать на свою сторону представителей других вероисповедований, в первую очередь исповедующих ислам.
С приходом советской власти на монастырь стали часто совершаться грабительские налеты со стороны банд и партий. Так, 22 апреля 1920 года на монастырь был совершен очередной налет бандитов, в ходе которого были похищены деньги, монастырские документы, сберегательные книжки и процентные банковские бумаги на сумму 83.135 рублей.
В апреле 1921 года Духовный Собор монастыря принял решение организовать трудовую Общину с целью сохранить церковное имущество, храмы и территорию монастыря. Однако, представители власти Крыма отвергли монастырского решения и создали на территории киновии трудовую детскую колонию для малолетних детей В возрасте от 6 до 10 лет. Инокам лишь предложили руководить сельхозработами в детской колонии в должности мастеров, за что им предполагалось выплачивать жалование.
В мае 1922 года для нужд Помгола (помощь голодаюцщм в Поволжье) из монастыря было изъято пять серебрянных предметов общим весом 12 фунтов 72 золотника.
А 29 апреля 1923 года на заседании междоведомственной комиссии было принято решение о ликвидации Топловского, Армянского и Кизилташского монастырей.
5 октября 1923 года Президиум КрымЦИК согласился с заключением НКВД Крыма о необходимости ликвидации Кизилташского монастыря.
В 1924 году насельники монастыря стали покидать территорию. Ре-шением ЦИК Крыма на территории обители вместо детской колонии создавалась трудовая колония имени М.Калинина Народного Комиссариата социального обеспечения.
22 декабря 1926 года Президиум КрымЦИК принял окончательное решение о ликвидации Свято-Успенской и Серафимовской церквей Кизилташского монастыря.
В 1927 году на территории монастыря была организована новая трудовая артель "Кизил-Таш", состоящая из 14 жителей деревни Отузы. По условиям договора члены артели должны были переселиться в Кизил-Таш, оставив свои дома в деревне и участки. Однако, крестьяне по раз- ным причинам оттягивали свое переселение. В 1926-1927 годах хозяйство артели из-за неурожая не смогло расчитаться с государством за аренду земли, что долг составил 6.000 рублей. В марте 1928 года артель вынуждена была снова брать у государства ссуду для преобретения 80 пудов зерна для посевов.
В 1927 году Свято-Успенская церковь монастыря была превращена в общежитие коллектива сельхозартели.
В 1928 году Судакский райисполком поднял вопрос о сносе Свято-Успенской церкви. КрымЦИК счел это нецелесообразным. Тогда руководство района приняло решение о сносе куполов храмов.
После Великой Отечественном войны на территории обители была создана воинская часть, в расположении которой хранились атомные боеголовки для кораблей военно-морского флота СССР.
В 1995 году началось возрождение монастыря. Строения обители не сохранились, и для Богослужений на первых порах использовалось одно из помещений расположенной здесь воинской части.   
29 октября 1998 года государственный комитет Украины по делам религий зарегистрировал Устав православной Общины Кизилташского мужского монастыря святого Стефана Сурожского, что является началом в трудных испытаниях В восстановлении монашеской жизни в обители.


 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU