ИНКЕРМАНСКИИ СВЯТО-КЛИМЕНТЬЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: АР Крым,  г.Севастополь, пгт.Инкерман.


Сей монастырь находится в городе Инкерман на правом берегу реки Черной. Основные помещения монастыря - пещерные, высечены В западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, основанной в VI веке. В ХIV-XV вв. крепость входит в состав православного княжества Феодоро, защищает его порт. В 1475 году захвачена турками и переименована в Инкерман.
Время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII-IX до XIV-XV вв., но в одном исследователи сходятся во мнении,  что отдельные пещерные церкви и отшельнические келии Инкермана являются наиболее древними среди прочих христианских пещерных сооружений Крыма.
Церковное Предание связывает их появление со ссылкой в инкерман-ские каменоломни в 98 году одного из величайших проповедников христианства - святого священномученика Климента, папы Римского, рукоположенного самим апостолом Петром. Его знаменитое "Послание к Коринфянам”, представляющее собой одной из самых значительных творений после апостольских времен, пользовалось в древности большой популярностью и читалось на воскресных службах наряду с Новым Заветом.
Согласно Житию, „папа Климент был сослан в один из городов, близлежащих к Херсонесу, где застал уже там до 2000 христиан. Римский епископ в положении раба действовал как архиерей. В скалах Инкермана в ходе работ по ломке камня образовались пещеры. Одну из них святитель Климент расширил и устроил в ней церковь.
Работающие в каменоломнях страдали от недостатка воды. Святой предложил своим собратьям сообща помолиться, чтобы Господь извел воду из источника у каменной стены. Во время молитвы святому Клименту явился Агнец на камне. Когда святой Климент ударил кайлом по месту, указанному Агнцем, открылся источник вкусной и чистой воды. На этом месте началось массовое обращение язычников ко Христу".
Житие передает, что в Херсонесе к тому времени возникло около 75 церквей.
Слух об успешной миссионерской деятельности святого в Херсонесе дошел до императора Трояна. Император отдал тайный приказ утопить В море святого Климента, привязав якорь к его шее. Мученическая кончина последовала в 101 году.
На этом  история святого Климента не закончилась. Его верные ученики вместе с верующими усердно молились о том, чтобы явлено было тело их пастыря. По их молитвах море отступило, и люди нашли нетленное тело святого, почившее В Подводной пещере, которую затем назвали Ангельской церковью. После этого каждый год в день мученической кончины святого Климента море отступало, и В течение семи дней люди молились у мощей. Предание гласит, что в один из дней памяти святого море отступило и собралось много народа у Ангельской церкви. Один отрок не вернулся на берег. Родители считали сына погибшим. Но, когда на следующий год море снова открыло Ангельскую церковь и родители вместе с народом пошли поклониться святому, они нашли своего сына живым и невредимым. По свидетельству отрока, старец все это время питал и утешал его. Родители с великой радостью взяли свое дитя, а весь народ прославлял Бога за свершившееся.
Но настало время, когда чудо перестало совершаться, море не отступало, и мощи стали недоступны.
Места связанные с теми или иными христианскими подвижниками, всегда имели особую притягательную силу. Не случайно в скалах Инкер-мана, освященных пребыванием здесь священномученика Климента, обнаружено уже около тридцати средневековых пещерных церквей и девять монастырей: на правом берегу реки Черной - в южном, западном и восточном обрывах Монастырской скалы, в юго-западной и восточной части Загайтанской скалы; на правом берегу реки Черной - на склонах каменоломного оврага и Троицкой и Георгиевской балок, в обрыве скалы напротив железнодорожной станции "Инкерман-1".
Вход в монастырь священномученика Климента расположен в нижней части скалы. Главный храм монастыря освящен во имя священномученика Климента, папы Римского. Это один из самых больших пещерных храмов Крыма. Храм имеет форму трехнефной базилики, в алтаре которого расположены престол, примыкающий к стене апсиды и ниша для запрестольного образа. Вверху - рельефное изображение "процветшего" креста в круге. В древности сей храм был посвящен святому великомученику Георгию Победоносцу; об этом сообщает священник Иаков, побывавший в Инкермане в 1634 году в составе русского посольства:"...называют  ту церковь святым Юрием исстари". На карте И.Батурина 1773 года сия церковь обозначена как "Собор святого Георгия Победоносца".
За Свято-Климентиевским храмом находится последнее помещение этого яруса с каменной скамьей, вырубленной вдоль стен по внутреннему периметру, которое в древности служило братской трапезной. Отсюда шла главная лестница, ныне не существующая, по которой входил в церковь священник Иаков. Судя по его точному описанию и на чертежах Дюбуа де Монпере и Аркаса она еще показана.
При монастыре также надятся два храма: во имя святого Мартина Исповедника, папы Римского и во имя святого апостола Андрея Первозванного.
Первый храм представляет собой "необыкновенный тип крымских пещерных старых церквей" с алтарной апсидой на востоке, потолок сводчатых, в плане прямоугольный.
Церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного, по Преданию, вырублена самим папой Климентом, по размерам небольшая, с низким потолком и двумя маленькими окошками. По предположению епископа Гермогена „через левое окно можно было подавать в алтарь хлеб, вино и прочие богослужебные принадлежности и потому в алтере под ним (окном) встроен жертвенник, а над ним - ниша для хранения священных сосудов. Через правое окно можно было принимать исповедь кающихся и поэтому здесь устроено из камня для священника седалище. В алтаре - престол, вырубленный из камня и непосредственно примыкающий к восточной стене, как и везде в пещерных храмах".
В XVI веке Инкерманскую крепость описал польский посол к крымскому хану Мартин Броневский. В XVII веке в Инкермане побывал турецкий путешественник Эвлия Челеби, который в воспоминаниях своих упоминает маленький храм над крепостными воротами на плато скалы.
После выселения христиан из Крыма в 1778 году монастырь был в запустении.
В 1787 году Инкерманскую крепость и некоторые пещеры посетила империатрица Екатерина II.
По ходатайству Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, Указом Святейшего Синода Инкерманская киновия была возобновлена и освящена во имя святого священномученика Климента. А 15 ноября 1852 года стараниями преосвященного Иннокентия, на средства купца А.М.Красильникова был восстановлен и освящен главный монастырский храм, а тремя годами позже для него был пожертвован флотской походной церковью парусиновый иконостас.
Во время первой обороны Севастополя пострадали некоторые пещерные помещения монастыря. В ходе инкерманского сражения 24 октября 1854 года крепость была обстреляна союзной армией. Один из участников боевых действий, унтер-офицер Никита Андреевич Коновченко, оставшись после войны жить возле Каменоломенного оврага, организовал сбор средств на сооружение часовни и восстановление вырубленного поблизости средневекового пещерного храма. На собранные деньги Н.А.Коновченко поставил ограду и Крест на братской могиле. В 1882 году Н.А.Коновчен ко умер и по завещанию был похоронен на том же братском кладбище рядом со своими боевыми товарищами. Главным заветным желанием Н.А.Коновченко было, "чтобы 24 октября, в годовщину Инкерманской битвы, на братской могиле была совершаема панихида по убиенным за Веру, Царя и Отечество и в храме совершалось бы богослужение о мире всего мира".
В 1885 году на месте захоронения погибших воинов была построена часовня, к которой инкерманским духовенством ежегодно 24 октября проводился Крестный ход от монастыря. В часовне служили панихиду по убиенным воинам.
В 60-х годах XIХ столетия, при епископе Алексие и настоятеле иеромонахе Ефреме, на средства И.И.Четверикова и Мелюшина были организованы большие работы по расширению и благоустройству киновии: бы¬ла составлена смета на строительство дома настоятеля с домовой церковью во имя Святой Троицы (храм построен у подножия скалы), которая была освящена 13 августа 1867 года. Под руководством московского художника-архитектора Д.М.Струкова проводились реставрация и обновление пещерных храмов, переосвященных 25 ноября 1867 года, а В 1868 году - киновия. По Указу императора Александра II обитель была наделена зем¬лей, кроме пахотных земель в Инкерманской долине, был наделен участок леса в районе деревни Ай-Тодор (ныне не существующей), недалеко от села Терновка.
В 1875 году было закончено строительство железной дороги Лозовая - Севастополь, прошедшей по территории киновии. Это внесло определенные сложности в тихую жизнь обители, но вместе с тем облегчило доступ к святыням паломникам, для которых в 1891 году у подножия скалы была сооружена двухэтажная гостиница.
В 1895 году построен и освящен храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, в память спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года. Алтарная часть храма была вырублена в скале, а основная, квадратная в плане, - наземная. На фасаде была надпись: "На память спасения Августейшей семьи у ст.Борки 17 октября 1888 года".
В 1902 - 1903 гг., при настоятеле архимандрите Иакове, на средства ростовчанина купца Рогожина на плато Монастырской скалы началось строительство соборного храма и двух жилых корпусов.
К 50-летнему юбилею Первой обороны Севастополя, в 1905 году, при архиепископе Симферопольском и Таврическом Алексие и настоятеле архимандрите Иакове, было освящено еще несколько храмов: в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость", устроенный на месте древней
пещерной Софийской церкви, вырубленной в обрыве Каменноломенной бал ки, вблизи железнодорожной станции "Инкерман-I”. Автор проекта реставрации и строитель – архитектор А.М.Вейзен. Во внутренней части храма, сохранявшем древний облик, были помещены образа войсковых частей, принимавших участие в Инкерманском бою. Храм был приписан к Свято-Никольскому Адмиралтейскому собору В Севастополе.
Другой храм - пещерный храм во имя святого  великомученика Димирия Солунского освящен на месте одного из средневековых пещерных храмов.
И третий храм во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца, построен на плато монастырской скалы в стиле классическом поздневизантийском, крестообразный с двумя пределами.
В 1905 году Инкерманский Свято-Климентьевский монастырь возведен во 2-й класс.
В 1907-1910 гг. на плато было закончено строительство жилых корпусов для монахов, В ОДНОМ ИЗ которых устроена домовая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; преобретен дом в Севастополе, построен молитвенный дом на лесной даче у деревни Ай-Тодор, содержалась церковноприходская школа для учащихся 37 мальчиков.
К 1910 году в штате монастыря ЧИСЛИЛОСЬ 50 человек: 16 иеромонахов, 3 иеродиакона, 15 монахов, I рясофорный и 24 послушника.
К 1917 году В обители подвизалось уже 25 монахов и 122 послушника .
В 1920 году все храмы были превращены в приходские. На всех монастырских землях была образована трудовая артель.
К 1921 году, при настоятеле архимандрите Венедикте (Чеботареве), было 20 священнослужителей, 10 монахов и 4 послушника.
Начиная с 1924 года монастырские храмы местная власть постепенно закрывает: святого великомученика Димитрия Солунского, святого великомученика Пантелеимона, Благовещения Пресвятой Богородицы, Свято-Никольский и последня часовня, построенная на месте захоронения воинов, погибших в Инкерманском сражении, была передана детскому саду, а 10 февраля 1927 года упразднена как христанское здание. 12 июля 1928 года закрыт храм иконы "Всех скорбящих радость", 3 февраля 1930 года - Свято-Троицкая домовая церковь, 15 декабря 1931 года прекратили свое существование древние пещерные храмы: Свято-Климентьевский, Свято-Мартиновский и святого апостола Андрея Первозванного. Последними насельники киновии были: настоятель архимандрит Венедикт (Чеботарев), монах Герман (Качан) и два 85-летних старца Герман (Андреевский) и Митрофан (Бороздин). 8 марта 1932 года монастырское имущество было передано Севастопольскому музейному объединению. В этом же году в пе щерной церкви святого Мартина была устроена музейная выставка, но просуществовала она недолго. В 1936 году ее пришлось закрыть по причине, что экспонаты стали портиться от сырости.
Возрождение Свято-Климентьевского мужского монастыря произошло В 1991 году при епископе Василие (Златолинском), трудами архимандрита Августина (Половецкого). В настоящее время действующими храмами являются древние пещерные: Свято-Климентьевский, Свято-Мартиновский и Свято-Андреевский.
В монастырской дворе у подножия скалы погребены трагически погибшие 13 сентября 1996 года архимандрит Августин и иеромонах Агапит.
В Свято-Климентьевском мужском монастыре находятся святые мощи честной главы святого священномученика Климента, папы Римского, переданные из Киева. Рака со святыми мощами установлена В боковом нефе Свято-Климентьевского храма.
Престольные праздники мужского монастыря: святого священномученика Климента, папы Римского - 8 декабря, святого апостола Андрея Первозванного - 13 декабря и святого Мартина Исповедника, папы Римского - 27 апреля.

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU