ХРАМ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С. ФЕНЕВИЧИ

Адрес: Киевская обл., Иванковский р-н., с. Феневичи, ул. Шевченко, 92. Тел.: 8 (291) 3 43 23.
Настоятель – священник Георгий Анненков.

Веб-сайт - http://www.fenevichi.org/


храм Александра Невского с. ФеневичиЗдание церкви Александра Невского расположено в центре села Феневичи Иванковского района Киевской области. По типу, здание принадлежит к деревянным на каменном фундаменте, крестовым в плане, однокупольным, одноглавым, однопрестольным, сооружениям с двумя приделами, ризницей и пономарней, трапезной, пристроенной двухъярусной колокольней и открытой папертью.
Здание включено в составленный в 2008 году дополнительный список памятников архитектуры местного значения, который в настоящее время подан на утверждение в администрацию Киевской области. Библиографические сведения о здании практически отсутствуют. Село Феневичи известно с середины XVIII века.
С 1804 года оно перешло к одному из сынов прежнего владельца - Ксаверию Любомирскому согласно разделу имущества между ним и его братьями, Иозефом, Михаилом и Александром Любомирскими, происшедшим за год до этого, в 1803 году.
В начале и вплоть до 80-х годов XIX века это было небольшое село, в котором к 1880 году насчитывалось всего 346 душ.
В селе собственной церкви не существовало, и жители, для отправления своих духовных потребностей, ходили в церковь села Катюжанка, находящегося на значительном удалении от Феневичей.
Начиная с 1880 года, население села начало быстро увеличиваться, и за последующие 15 лет выросло почти вдвое.
26 ноября 1894 года сельский сход "... в числе 70 домохозяев из общего числа 84, имеющих право голоса на сходе, узнав о кончине Его Императорского Величества Государя Императора Александра III, и желая увековечить его память ..." принимает решение обратиться в Киевскую Духовную консисторию с просьбой разрешить жителям села построить в Феневичах собственную церковь.
В конце 1894 года уполномоченные общества крестьян передают в Киевскую Духовную консисторию прошение, в котором, в частности, говорится: "Общество наше, крестьян дер. Феневичи, приговором, состоявшимся 26 ноября 1894 года, постановило, в память в Бозе почившего Его Императорского Величества Государя Императора Александра III устроить в деревне Феневичи на собственные средства церковь во имя Святого Благоверного князя Александра Невского, для чего ассигновало 4000 рублей и кроме того, устроить для церковного причта нужные постройки-помещения, а также во владение церковного причта усадебной полевой и сенокосной 36 десятин земли даст товарищество дер. Феневичей .... Деревня Феневичи имеют православного населения обоего пола 1219 душ .... ".
Согласно тому же прошению, существовало несколько причин, по которым жители села решили выстроить собственную церковь. Помимо того, что "... деревня отрезана от села Катюжанки, ... куда причислена приходом, рекою, которая во время разлива ... покрывает наводнением более двух верст ширины и никакой переправы не имеется, ... имеются и другие препятствия, т.е. отсутствие местного священника, непреодолимые вьюги и т.п.... Кроме того, (отсутствие в селе церкви) вполне является неудобством в преподавании закона Божьего в Феневической церковно-приходской школе. Для большей убедительности просьбы об устройстве в своем селе церкви, в поданном прошении его составители указывали, что "... самостоятельный приход, предположенный устроить в дер. Феневичах церкви, может образоваться из деревень: Феневичи, Овцителя и Рудни Тальской (т.к. они расположены в 4-5 верстах от дер. еневичи)".
Далее, в прошении почему-то указано, что "самый же приход именовать Свято-Дмитриевским в память престольного в дер. Феневичах праздника 26 октября чтимого с прадедов наших".
Вероятно, разночтение в названии устраиваемой церкви и прихода вызвало у чиновников консистории некоторое недоумение, потому что только через год, 2 октября 1895 года. Духовная консистория рассматривает, поданное, уполномоченными от общества крестьян дер. Феневичей, прошение об образовании самостоятельного прихода и постановляет:"...
1.    собрать по содержанию переписки следующие сведения: прилично и удобно ли место, на коем предполагается воздвигнуть церковь в дер. Феневичах.
2.    Все ли жители деревни Феневичей желают устройства церкви в деревне с самостоятельным причтом и по каким причинам, т.е. по невместительности ли приходской церкви, по отдаленному жительству от оной или по неудобству сообщения.
3.    Желают ли жители деревни Овцитель Шибенского прихода и деревни Рудни Тальской Коленцевского прихода, и все ли, быть причисленными приходом к будущей церкви деревни Феневичей и по каким причинам.
4.    Достаточно ли будет число жителей сих деревень к составлению полного нового прихода и есть ли в том особенная нужда.
5.    Какое число прихожан останется при тех церквах от которых означенные деревни будут отчислены.
6.    Действительно ли для будущего причта дер. Феневичей товарищество крестьян сей деревни приговором своим от 26 ноября 1894 года за № 17 отвела из собственной земли 36 десятин и удобна ли сия земля для причта."
Одновременно с этим консистория принимает решение послать в дер. Феневичи своего представителя, дабы получить ответ на поставленные вопросы.
Для того чтобы ознакомиться с положением вещей на месте, 11 декабря 1895 года Феневичи посетил благочинный священник из г. Дымера, который и представил в Киевскую консисторию соответствующий доклад о результатах своего обследования. В своем сообщении он, в частности указывает:"
1.    Место указанное жителями дер. Феневичи представляет собой довольно просторную площадь, находящуюся почти в центре села.
2.    Желание устроить новую церковь у себя есть общее мнение всех жителей дер. Феневичи и главным к сему, увековечить память в Бозе почившего Государя Императора Александра III, почему и самый храм они желали бы устроить не во имя Св. Дмитрия, как написано их уполномоченными в прошении. Не малым побуждением к постройке церкви в дер. Феневичах, является отдаленность этой церкви от приходского храма в с. Катюжанка и неудобство сообщения через реку.
3.    Жители деревень Оцителя и Тальной Рудни не пожелали присоединиться к дер. Феневичи для образования самостоятельного прихода.
4.    В дер. Феневичах числится жителей мужского пола 694, женского - 636 душ. Принимая во внимание, что общество крестьян дер. Феневичи приобрело покупкой 4000 десятин земли да имеется наделенной 2500 десятин, можно предполагать быстрое увеличение населения, устройство лесопильных и других заводов, а потому постройка церкви в этой деревне желательна".
Судя по всему, консистория не торопилась решать вопрос о строительстве церкви в дер. Феневичах, потому что только в июле месяце было вынесено постановление о том, что "... может быть дано разрешение на постройку церкви в деревне с образованием при ней амостоятельного прихода, когда они (члены крестьянского общества) представят в Консисторию утвержденный Мировым посредником приговор на отводимую ими землю для причта и три экземпляра плана на сею землю и дадут обязательство на собственные средства устроить все необходимые постройки для помянутого причта".
Из всего вышеизложенного, следует, что постройке церкви предшествовала длительная переписка между товариществом крестьян деревни Феневичи и Киевской консисторией, с различными требованиями со стороны последней, что не только тормозило принятие окончательного решения, но, также задерживало и начало возведения самого здания церкви.
Окончательно строительство самого здания церкви было закончено в 1902 году. Однако, судя по записи в клировой ведомости за 1910 год, средств на возведение церкви, у жителей деревни не хватило и они вынуждены были обратиться в казну за помощью, которая и была им оказана.
Но, несмотря на постройку самого здания, по всей вероятности, у прихожан не хватало средств на его оформление и приведение в состояние пригодное для начала богослужений, потому что церковные приходо-расходные книги были выданы только в 1907 году, а регистрация родившихся, умерших и проведение других треб, началось только с 1910 года. Это подтверждается также датой первой записи о рождении, указанной в метрической книге церкви Александра Невского дер. Феневичи. К этому же времени относится и выдача церкви обыскных книг и начала ведения исповедальных росписей.
В настоящее время трудно сказать, что явилось причиной задержки начала функционирования церкви на целых 8 лет, с 1902 по 1910 годы, однако не исключено, что это было связано с нехваткой священников, ибо, как показывают епархиальные известия за эти годы, имеется большая нехватка священических и пономарских кадров, в связи с чем многие уже существовавшие приходы в оказывались без церковнослужителей.
Это подтверждается и тем фактом, что первым настоятелем был Иоанн Львов Витвицкий, который окончил семинарию в 1910 году и был в том же году, 11 апреля, после ее окончания, рукоположен в сан священника Феневической церкви Александра Невского. В 1910 году, как сказано в клировой ведомости, церковь " находится в центре села, а селение принадлежит товариществу местных крестьян. Зданием деревянная, колокольня таковая же. Престол в ней во имя Св. Александра Невского, праздником 30 августа. Утварью достаточна. Земли усадебной вместе с погостом церковным 2 дес. 600 кв. саж. Дом для священослужителей на церковной усадебной земле построен тщанием прихожан и составляет собственность церкви. Анализ стилевых и архитектурных особенностей здания Феневической церкви показывает, что, по всей вероятности, здание возведено по типовому проекту для строительства приходских церквей с некоторыми корректировками в декоративном убранстве.





 


Поиск

Новый фотоальбом

ремонт компрессоров подвески мерседес
bpmers.ru

Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU