ЗМИЕВСКИЙ СВЯТО-БОРИСО-ГЛЕБСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: Харьковская обл., Змиевский р-н, с.Водяное. Тел.: (05747) 6-11-46

Настоятельница - игуменья Ангелина (Нечаева)

ЗМИЕВСКИЙ СВЯТО-БОРИСО-ГЛЕБСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ



С 1991 года здесь были возобновлены богослужения. 30 декабря 1997 года Священным Синодом Украинской Православной Церковью была утверждена Свято-Борисо-Глебская женская обитель, а настоятельницей - монахиня Мария Магдалина,  в 1999 году Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром Предстоятелем Украинской Православной Церкви она возведена в сан игуменьи.

При непосредственном участии матушки-настоятельницы возрожден старинный храм, построено 2 жилищных корпуса, упорядочена территория, построены новые хозяйственные помещения.

С 2005 года начали действовать воскресная школа для детей и взрослых, швейная мастерская.

11 апреля 2010 года освящено место под строительство храма в честь Преображения Господня, а в 2012 году заложена капсула и начато строительство храма.

4 октября 2014 года Блаженнейший Митрополит Онуфрий освятил накупольные кресты для строящегося храма.





История.

Благоверных князей Бориса и Глеба по праву можно назвать наиболее почитаемыми русскими святыми. Будучи единоутробными братьями, отличавшимися глубиной веры и праведностью жизни, они отказались от междоусобной войны с их единокровным (по отцу) братом Ярополком, хотя последний, узурпировав Киевский престол в 1015 году, все же приказал убить Бориса и Глеба, как потенциальных претендентов на Киевское княжество.

Ранее на протяжении нескольких веков здесь стояла деревянная церковь, названная именами святых. Известно, что XII веке на этом месте было городище, которое использовал князь Игорь Святославович в войне с половцами. Позднее городище было разрушено.

Но уже в XVII веке здесь располагается сторожевой пост, который упоминается в царском указе (1571), где указан маршрут разъездов.

В 1640 году, после разгрома хана Аксака, запорожские казаки во главе с Кондратом Сулимой основали на этом месте город Змиев и станицы в этом районе. Интересен факт, что во многих селениях возводились деревянные церкви, в которых оказывалась помощь старым или покалеченным казакам. Вероятно, в это же время и была построена первая деревянная церковь на том месте, где сейчас находится Свято-Борисоглебский монастырь.

В середине XIX века она уже стояла. И плачевное состояние ее вызвало у помещицы Ключаревой и профессора Харьковского Университета Ф. А. Зеленогорского желание построить кирпичный храм. Они стали спонсорами строительства.

В это время епархиальным архитектором был Немкин Владимир Христианович. Он и стал автором проекта.

В. Х. Немкин занимал пост епархиального архитектора 22 года. За это время было возведено более 98 храмов в Харькове и губернии. Во всех своих работах он отдавал предпочтение неовизантийскому стилю – лаконичному и возвышенному. В этом же стиле был спроектирован и Свято-Борисоглебский храм.

В силу объективных причин строительство церковного здания затянулось на долгие годы. Устроители желали возвести не просто культовое сооружение, но подарить народу храм Божий, — с прекрасной архитектурой и росписью. Масштабность замысла требовала немалых средств, которых, по-видимому, было не всегда в избытке. Одним из следствий этого явилось то, что для внутренней росписи храма был приглашен малоизвестный художник, а не профессиональный иконописец. Тем не менее, выбор вполне оправдал себя. Талантливый и боголюбивый самоучка почти четверть века продолжал свою работу. Полностью работы в храме были завершены лишь к 1905 г, а спустя год отошли ко Господу барыня Ключарёва и профессор Зеленогорский. Оба похоронены на территории нынешней обители, у стен храма.

После Октябрьской революции, вплоть до 1932 года, Борисоглебский храм продолжал действовать, несмотря на то, что православные святыни по всей стране закрывались большевиками и беспощадно уничтожались. В конце концов, власти приняли решение закрыть и эту церковь. Колокола с колокольни были сброшены, а богослужения прекращены.

Кратковременное возобновление приходской жизни пришлось на период 1942-43гг. Стратегия захватчиков была неоднозначной: жестоко подавляя всякое сопротивление со стороны населения на оккупированной территории, фашисты в то же время делали ставку на религиозность славян. Поэтому вновь открывая закрытые коммунистами храмы, оккупанты надеялись найти больше лояльности среди народа.

И все-таки война самым непосредственным образом коснулась и Борисоглебской церкви. На ее стенах и сегодня можно увидеть многочисленные выбоины от пулеметных очередей.

В 1984 году городские власти приняли радикальное решение – взорвать храм. Об этом стало известно местному населению, и по настоятельным просьбам людей здание не было уничтожено. Тем не менее, храм не использовался по назначению. В нем расположили склад строительных материалов.

В 1991 году началось настоящее возрождение храма. Реставрацию святых стен инициировали волонтеры. Глубоко символичным событием стало восстановление колокольни. После длительного молчания местные жители вновь могли услышать благовест, призывающий их к литургии.

Первое время не было постоянного настоятеля в храме, — все службы совершали священники из близлежащих приходов. В 1995 году настоятелем храма был назначен иеромонах Севастиан (Щербаков), впоследствии ставший духовником монастыря.

При активном участии отца Севастиана началось интенсивное строительство и благоустройство будущей обители и прилегающей к ней территории. В 1997 году, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Харьковскаго и Богодуховскаго Никодима, на базе храма свв. страстотерпцев Бориса и Глеба был учрежден Свято-Борисоглебский женский монастырь Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат).

В предельно короткий срок на территории монастыря были построены жилые корпуса для монахинь, кухня, просвирная, а также благоустроен прилегающий земельный участок. Прилежные руки насельниц превратили территорию обители в благоухающий цветник, радующий глаз всякого, пересекающего монастырскую ограду.

И все же, в своем быту сестры столкнулись с серьезными трудностями. Прежде всего, давало о себе знать отсутствие воды. Для того чтобы сделать ее запасы, монахини были вынуждены носить воду ведрами из села. Тогда, по вдохновению свыше, отец Севастиан указал место, где, по его убеждению, должен быть вырыт колодец. Впоследствии исследования геодезистов подтвердили, что именно в этом месте под землей сходятся три источника. Вырытый здесь колодец по сей день не перестает удивлять качеством и обилием имеющейся в нем воды.

Интересна и история обновления иконы «Спаса Нерукотворного». Этот образ был подарен храму прихожанкой Александрой Проскуриной в 1997 году в связи с учреждением монастыря. Она хранила его много лет. Образ даже чудом уцелел во время пожара во время гитлеровской оккупации. 20 июля 1997 года произошло чудесное обновление иконы, которое подтвердила специальная комиссия во главе с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром.

Архитектура.

Неовизантийский стиль был популярен в середине XIX столетия. Для него характерна приземистость форм куполов и расположение на барабанах или аспидах, которые опоясываются оконной аркадой. Архитекторы старались как можно более соответствовать византийской архитектуре. Храм Свято-Борисоглебского монастыря является примером неовизантийского стиля архитектуры.

В Украине в конце XIX в. получил распространение так называемый «кирпичный» стиль. В нем архитекторы старались использовать художественные качества кирпича. Стены не оштукатуривались, чтобы показать красоту кладки. Также часто применялась лепка. Она хорошо гармонировала с кирпичными стенами.

В. Х. Немкин, как представитель своего времени, также воплощал эти тенденции в своих работах. Церковь Свято-Борисоглебского монастыря — это пример данного стиля. Хотя многие церкви, строящиеся по проектам В. Х. Немкина, были похожими, (особенно в губернских городках) каждое строение отличалось узорами, выложенными и кирпича. В Свято-Борисоглебском храме можно увидеть уникальные узоры, окружающие окна и барабан, на котором покоится купол. Лепка, к сожалению, не применялась при строительстве храма.

Хотя большинство храмов неовизантийского стиля имеют несколько куполов, Свято-Борисоглебский храм является одноглавым. Архитектор В. Х. Немкин, вероятно, стремился сделать конструкцию уникальной. Храм соединен с колокольней, что также подчеркивает функциональность и индивидуальность проекта.

Колокольня является двухярусной. Первый ярус колокольни в плане прямоугольный. Он приземистый и украшен узорами кирпичной кладки. Из него как будто вырастает второй ярус в виде восьмигранной ротонды.

Основной купол Борисоглебского храма по своей форме схож с колоколенным, только больших размеров. Он покоится на восьмигранном барабане. Купол выполнен из дерева и покрыт железом. В конце XIX столетия купола часто украшали разноцветной черепицей. Храм Свято-Борисоглебского монастыря не имел такого декора. Вероятно, средства, выделенные на строительство спонсорами, были ограничены, что не позволяло В. Х. Немкину применять дорогостоящие архитектурные приемы.

Приделы храма имеют сложные конструктивные особенности, а сама кладка стен выполнена с рельефным орнаментом, в частности, окаймляющим оконные своды, верхнюю часть купола и т. д. Наружные углы на западной стороне храма в верхней части скошены, что придает строению необычный вид. Кладка из красного кирпича хорошо сохранилась, хотя местами была отремонтирована.

Окна арочного типа, средней величины, под куполом оформлены в виде витража. Традиционно окна в храмах неовизантийского стиля расположены высоко, непосредственно под барабаном. Но в храме Свято-Борисоглебского монастыря они располагаются ниже. Вероятно, более всего о византийских мотивах напоминает конструкция купола в виде шлемовидной главы.

Внутри пространство храма перекрывается кирпичными сводами. Внутреннее помещение храма неовизантийского стиля обычно не разделяется сводами, представляя собой единый зал. Но своды, которые имеются в Свято-Борисоглебском храме, не мешают единой композиции церковного зала. Интерьер украшен росписью, выполненной в конце XIX— начала XX вв, представляющей художественную ценность.

Храм не является высоким строением, поэтому его «приземленность» смягчает колокольня. Элегантность храма подчеркивается и тем, что в нем нет ничего схематичного. Напротив, строению свойственна пластичность и компактность.


 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU