СВЯТО-ТИХВИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: г.Днепропетровск, ул.Чичерина,171.

Настоятельница - игуменья Зосима (Сварчевская)

 

 

До октябрьского переворота 1917 года в Екатеринославе (нынешнем Днепропетровске) существовали два православных монастыря: мужской находился при архиерейеком подворье и женский - Свято-Тихвинский, который был основан в 1866 году и получил статус монастыря лишь в 1887 году.
Сей монастырь был расположен за пределами города на высоком горбу возле леса названным монастырским.
В то время на территории обители находились два храма: один для монахинь - во имя Тихвинской иконы Божией Матери, построенный в 1867 году и другой Свято-Варваринский, построенный в 1875 году.
Кроме храмов на территории обители располагались монашеские келии и покои настоятельницы, трапезная и церковно-приходская школа, хозяйственные помещения с хранилищем и монастырские земли.
Сия обитель была основана при следующих обстоятельствах. В 1862 году монахиня Браиловского Свято-Троицкого женского монастыря Феонила (Ефремова) ехала в Одесский  Черноморский монастырь (родом она была из тех мест), путь который лежал через город Киев. В Киеве она зашла к старцу Феофилу за благословением, который благословил ее путешествие и предсказал, что в Одесском монастыре она жить не будет, а по возвращении в город Браилов на полпути остановятся и будет трудиться с родственницей в обители, которая будет уделом Богородицы.
По неизвестным причинам монахиня Феонила (Ефремова) действительно в Одесском монастыре долго не жила, а поехала в Ростов-на-Дону к родственникам. Через некоторое время, похоронив своих родных, она взяла с собой семилетнюю племянницу-сиротку Евдокию Ефремову и направилась в обратный путь в Браилов. На полпути к Браилову, по дороге девочка заболела и монахиня Феонила вынуждена была остановится в городе Екатеринославе. Иноческая жизнь Феонилы привлекла внимание екатеринославских купцов, у которых родилось желание основать в городе девичий монастырь. Узнав о желании купцов, монахиня вспомнила слова старца Феофила, поняла смысл и обратилась к правящему архиерею, епис¬копу Платону (Треспольскому) за благословением на открытие монастыря. Преосвященный епископ Платон ходатайствовал перед Святейшим Синодом, от которого было получено разрешение на открытие в Екатеринославе девичьего монастыря.
В деле открытия обители активным участником и усердным попечителем был монах архиерейского дома Трифон (Новгородский). Он пригласил из Свято-Покровского Красногорского женского монастыря монахиню Мелетию, председательницу Общины, и отдал ей доставшиеся после смерти родителей деньги для устройства монастыря.
Активное участие в этом святом деле принимали купцы Жировы, Гусевы, Бабушкины, Пчелкины, Ефановы, Рыбаковы, Алексеенко и другие. Сергей Рыбаков открыл свой кирпичный завод , и из вырабатываемого кирпича были построены собор, зимний храм и все другие здания монастыря. После объявления о купле участка земли под строительство монастыря предлагалось множество вариантов, но благодетели решили преобрести землю только вблизи Екатеринослава. Настоятель кладбищенской церкви священник Александр Белый жил в лесной глуши в домике один. Вот он и предложил купить участок земли 30 десятин с лесом в трех верстах от города. С куплей земли для обители возник вопрос: во имя кого будет построен монастырь?
Одни предлагали дать название во имя Вознесения Господня, так как это событие произошло 6 мая 1866 года в праздник Вознесения, другие - во имя Казанской иконы Божией Матери, которая была почитаемой в Свято-Троицкой церкви, а третьи - во имя святых, имена которых носили купцы в чем получилось разногласие. За советом обратились к епископу Платону (Треспольскому), который пригласил монахиню Феонилу, которая передала предсказаеание старца Феофила, который поселится в обители и будет уделом Пресвятой Богородицы. Осталось решать во имя какого святого образа или события, связанного с именем Богородицы будет названа обитель: во имя Казанского образа Божией Матери, Покрова Пресвятой Богородицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Со страхом и благоговением все разошлись, молясь Царице Небесной открыть Ее волю.
Во сне Гусевой Марии представилась ей неизвестная обитель, в которой находился образ Пресвятой Богородицы, пред которым иноки воспевали: "Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом заступница". Со страхом и трепетом Мария хотела приложиться к сему Святому Образу, как вдруг неземной голос ее остановил:”Сим образом хочу пребывать на месте основания обители".
Пробудившись от сна, Мария Гусева пошла к епископу Платону и поведала о своем сне. Преосвященный Платон принял сие за волю Владычицы и просил Марию описать увиденный ею Святой Образ. После долгих поисков узнали, что сим Образом Владычица пребывает в городе Тихвине. Получив благословение правящего архиерея в город Тихвин, были посланы купец Сергей Рыбаков, Мария Гусева и монахиня Феонила.
Каково было их изумление, когда они увидели в Тихвинском монастыре, что находится под Санкт-Петербургом, множество иноков, предстоящих пред Святым Образом Богородицы и воспевающих:"Радуйся, Владычица, милостивая о нас пред Богом заступница".
Сей образ, по Церковному Преданию, был написан святым апостолом и евангелистом Лукой. Вместе с Евангелием и книгой "Деяний святых апостолов" евангелист отправил ее в Антиохию своему ученику Феофилу. После смерти Феофила икону передали в Иерусалим, а в V веке она была перенесена Византийской империатрицей Евдокией в Константинополь. Специально для нее во Влахерне был построен храм. За 70 лет до падения Константинополя, в 1383 году, икона чудесным образом покинула Византийскую империю и чудесным образом перенеслась на Русь. Здесь она явилась вначале на Ладожском озере, затем была обнаружена в   болотистой местности недалеко от Тихвина. На явленном месте была построена деревянная церковь, в которой поместили святыню. Церковь трижды горела, но икона всегда оставалась невредимой. В первой половине ХVI века для нее возвели каменный храм. Затем по повелению русского царя Иоанна IV Васильевича при храме был учрежден Свято-Успенский мужской монастырь. В сем монастыре икона прославилась великими чудесами, в том числе прозрением слепых, исцелением бесноватых. К памятным знамением этого образа относится оборона Тихвинского монастыря о в 1613 году от шведов.
Примечательная судьба святыни: Во время Великой Отечественной войны город Тихвин был занят немецко-фашистскими войсками. Архиепископ Рижский Иоанн(Гарклавс), спасая чудотворный образ, бежал в Европу, а затем в США. В Чикаго он поместил святыню в Свято-Троицком соборе, а перед смертью отдал икону на хранение своему приемному сыну Сергею Гарклавсу, завещав вернуть ее в монастырь, когда он будет возрожден.
После длительных переговоров 76-летний протоиерей Сергий до конца выполнил свой семейный долг – хранить одну из самых чтимых православных икон до благоприятных условий для ее возвращения в Россию.
21 июня 2004 года святая чудотворная икона была доставлена из Чикаго специальным рейсом в Ригу, где в течение трех дней к ней стекалось множество православных для поклонения. 24 июня икона была перевезена в Москву и помещена в бронированной капсуле в храме Христа Спасителя. Десятки тысяч верующих несканчаемым потоком прикладывались к святыне, при этом многие получали исцеление. Там же в Патриарших покоях храма, иерархами Русской Православной Церкви и Американской Православной Церкви был подписан Акт о возвращении иконы из США в Россию.
В 1867 году к празднику святой равноапостольной Марии Магдалины, 22 июля по старому стилю, копия святого образа торжественно была перенесена в храм обители и поставлен за правым клиросом. Здесь он находился до окончания строительства собора, а в 1874 году был торжественно перенесен в собор и также помещен за правым клиросом. Спустя несколько лет настоятельница монастыря монахиня Мария(Новгородская) была возведена Преосвященным епископом Платоном (Треспольским) в сан игумении в 1887 году и, дожив до старости, приняла схиму с именем Мелетии. После кончины, в 1893 году,она была погребена в склепе собора.
Монахиня Феонила (Ефремова) была деятельной участницей в деле открытия и устройства монастыря и первой помощницей игумении Марии (Новгородской).
С разрешением Святейшего Синода Преосвященным епископом Платоном из Золотоношского женского монастыря для дальнейшего служения были приглашены монахини: Олимпиада (Милютина), Людмила (Архангельская), Анисия (Куликова), Анфия (Пойда) и другие.
Женская обитель существовала до 1925 года. За это время настоятельствовали три игумении: Олимпиада, Констанция и Евлампия.
С 1917 года в России наступило смутное время. Закрывались храмы и монастыри. Насельницы Свято-Тихвинской обители неоднократно подвергались издевательствам приходивших банд, но Пресвятая Богородица не допускала жертв. Перед закрытием обители в 1925 году волею Царицы Небесной чудотворный образ Пресвятой Богородицы инокинями удалось вынести, где хранился он до 1942 года в квартире монахини Геннадии. Во время немецко-фашистской оккупации Днепропетровска стали открываться православные храмы. Монахини, проживавшие в городе, ходатайствовали перед правящим епископом Димитрием об открытии обители. Промыслом Бо-жиим все здания монастыря, кроме сожженного собора, сохранились. Преосвященный епископ Димитрий по молитвенной просьбе монахинь обратился к митрополиту Киевскому и Галицкому, Экзарху всея Украины, Высоко-преосвященнейшему Николаю (Ярушевичу) получить благословение на повторное открытие обители.
Епископ Димитрий был активным руководителем восстановления монастыря. Было решено восстановить зимний храм во имя святой великомученицы Варвары, а до окончания ремонта совершать Богослужение в здании просфорни, в которой была устроена церковь святой великомученицы Варвары. По окончании ремонта Свято-Варваринского храма с молитвой чудотворный образ Пресвятой Богородицы торжественно был перенесен из квартиры монахини Геннадии с монастырский храм. После восстановления зимнего храма Тихвинская икона Божией Матери была перенесена на первоначальное место.
В 1943 году сестры принялись благоукрашать святой храм и монастырь. Со временем число богомольцев увеличивалось. Игуменией монастыря была назначена монахиня Геннадия, которая с малых лет несла послушание в Свято-Тихвинской обители и 17 лет хранила чудотворный образ Богородицы в своей квартире. Несмотря на ее преклонный возраст, игумения Геннадия приложила много сил на восстановление обители и храмов. Во время ее игуменства был восстановлен зимний храм святой великомученицы Варвары и летний храм во имя Тихвинского чудотворного образа Пресвятой Богородицы и левый предел в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. В 1946 году по своим физическим немощам игумения Геннадия была освобождена от занимаемой должности игумении обители на основания прошения на покой на имя архиепископа Днепропетровского Андрея (Вербицкого).
Летом 1946 года управлением монастырем была назначена монахиня Ксения, прибывшая в Днепропетровскую епархию из Крымской.
Игумения Ксения много потрудилась, чтобы улучшить благоустройство святых монастырских храмов и жизнь самого монастыря. Управляла монастырем игумения Ксения до зимы 1958 года. К этому времени обитель
находилась в полной расцвете духовной жизни, из которой была уволена по состоянию здоровья и старости на покой архиепископом Гурием (Егоровым). Настоятельницей обители была назначена монахиня Руфина, прожившая в обители c молодых лет, начиная с послушания, отразившихся на ее здоровье и, пережившая с сестрами весь страх сталинского репреccионного смутного времени. Весной 1959 года временно исполнящая обязанности настоятельницы, монахиня Руфина была возведена архиепископом Гурием в сан игумении с вручением жезла. К этому времени обитель имела поддержку со стороны епархии и прихожан, где продолжались Богослужения в храмах, а насельницы вели строгую монашескую уставную жизнь.
5 августа 1959 года хрущевская оттепель закрыла православный монастырь. Этот день назывался днем скорби, слез, оставивший тяжелый отпечаток в жизни насельниц и православных горожан Днепропетровска и Русской Православной Церкви.
И снова с глубокой скорбью, отчаянием и слезами насельницы обители разъехались по частным квартирам, а святой чудотворный образ Тихвинской Божией Матери перевезли и поставили в Свято-Троицком соборе у первой колонны с правой стороны, как в первые дни его прибытия в град сей.
С 1994 года возродилась жизнь в обители, а с 1998 года монахини из Самарского Свято-Николаевского мужского монастыря переехали в освобожденный от различных организаций исторический Свято-Тихвинский монастырь, освободив, тем самым, место для вновь возрожденного мужского монастыря. Через 40 лет Тихвинская икона Божией Матери возвратилась в Свято-Тихвинский женский монастырь. Это было в 1999 году. И, как прежде, каждую пятницу перед святым образом Пресвятой Богородицы читается акафист, сопровождаемый песнопениями и величанием Царицы Небесной!
В настоящее время, благодаря труду и молитве, в обители были отстроены новые монашеские келии с трапезной и Свято-Тихвинский храм, в котором совершаются Божественная служба монастырскими священниками.
Богослужения совершаются в будние и праздничные дни. Храмовые праздники: 9 июля - явление Тихвинской иконы Божией Матери; 17 декабря - святой великомученицы Варвары.

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU