ГОЛОВЧИНЕЦКИЙ СВЯТО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес:  Хмельницкая обл.,   Летичевский р-н,  с.Головчинцы. Тел.: (03857) 9-50-17

Настоятельница - игуменья Любовь (Пихур)

Свято-Преображенский женский монастырь находится на возвышенном берегу реки Южного Буга села Головчинцы Летичевского округа в 42 км. от города Хмельницкого и в 60 км. от г. Винницы.торы. История обители касается своими корнями средневековья. Доклад воеводы Выслоцкого, записка Дружбацкого и жалоба Адама Чарторийского на игумена монастыря Иоакима Вороновича, который присоединил к монастырским землям Меджибожские грунты, не упоминают дату существования обители. Известно из одной дарственной записи в 1540 году, когда Меджибожские имения переходили от Мартина Зборовского к Николаю Синявскому, впоследствии воеводе русском и гетмане коронном, то монастырь уже существовал. Первоначально монастырь был как мужской, но в силу сложившихся обстоятельств в конце ХIХ века при ходатайстве правящего архиерея, Указом Святейшего Синода он был преобразован в женский.
Из настоятелей мужского монастыря известны игумены: Иоаким, Рафаил, Никодим, при которых процветал монастырь. Отдельно следует сказать об игумене Никодиме, как о строителе обители и его подпись часто встречается под Уставом иноческого чина. Также упоминается в архивах, что Никодим написал книгу о первоначальных сведениях Головчинского монастыря, которая хранилась в архивах монастыря, но, к сожалению, не дошла до наших дней.
В период существования монастыря как женского, последняя игумения Антония оставила незабываемый след в его истории.
Во все времена монастырь духовно окормлял посещающих его. Из истории обители известно, что он принимал до революции Российского императора Александра III Благословенного, который „при посещении комнат монастыря увидел в келии наместника человеческий череп, пожелал его взять с собой и вместо него оставил сто рублей”.
В течение полутысячи лет в жизни обители были взлеты и падения, расцвет и запустения. Неоднократно стихийные пожары уничтожали его, но больше всего вреда принесла безбожная советская власть, которая прервала жизнь обители, как и многих святынь на Руси.
Первый раз монастырь был закрыт в 1922-1923 годах. В его корпусах власть организовала приют для беспризорных детей.
В годы Второй Мировой войны в обитель возвращаются несколько оставшихся в живых монахинь, которые возобновили иноческую жизнь. С приходом советских войск обитель вновь закрывают и до 1996 года в монастырских зданиях находился интернат для детей с нарушением психики и детей-сирот. Интернат использовал монастырские здания как спортивная база, а затем, будучи в аварийном состоянии, они использовались как складские помещения.
В 1996 году по ходатайству Антония(Фиалко), архиепископа Хмельницкого и Шепетовского, Хмельницкая областная администрация своим распоряжением за № 426 удовлетворила просьбу правящего архиерея Хмельницкой епархии о передачи помещений бывшего Свято-Преображенского монастыря Хмельницкой епархии Украинской Православной Церкви.
В августе 1996 года в монастыре было совершено первое Богослужение после закрытия Антонием(Фиалко), архиепископом Хмельницким и Шепетовским в сослужении епархиального духовенства. С того времени, благодаря вниманию и непосильными трудами Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Блаженнейшего Владимира(Сабодана), митрополита Киевского и всея Украины, правящего епархиального архиерея, архиепископа Антония, настоятельницы монастыря игумении Любови(Пихур)и сестер поднимается святыня из руин.
Во время десятилетнего возрождения обители была проведена большая работа по внутренней работе Свято-Преображенского храма. На отреставрированных стенах украсилась новая живопись, установлены новые окна и двери, настелены новые полы и устроены хоры. На личные пожертвования архиепископа Антония был сооружен дубовый иконостас. Второй храм во имя преподобного Онуфрия Великого был отремонтирован и освящен Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим митрополитом Владимиром 9 июля 2002 года.
На сегодняшний день восстановлена монастырская жизнь: обитель ограждена стеной, отремонтирован жилой корпус, территория благоустраивается и преобратает цветущую красоту, которая была утерена до октябрьского переворота.
На территории Свято-Преображенского монастыря находится чудотворный Источник преподобного Антония Великого, который является местночтимой святыней, а в храме находится чудотворный образ преподобного Онуфрия Великого, который по Преданию является покровителем обители. Трудами и заботами настоятельницы и насельниц в обители ведется строительство купальни и часовни возле Источника преподобного Онуфрия Великого, а также благоустройство территории около него.
Преподобный Онуфрий Великий родился в семье персидского царя около 320 года. Не имея долгое время потомства, отец его молился Господу о даровании ему сына и Бог услышал его. Еще до рождения сына к отцу пришел однажды демон под видом странника и сказал: „Царь, жена твоя родит сына, но не от тебя, а от одного из твоих слуг. Если тебе угодно будет удостовериться, что я говорю правду, прикажи бросить новорожденного в огонь, а если я говорю ложь, то Бог сохранит его невредимым”. Отец не понял коварства вражия и, поверив мнимому страннику, исполнил лукавый совет, бросив новорожденное дитя в огонь. Совершилось чудо: ребенок протянул руки к небу, как бы моля Создателя о спасении, и пламень, разделившись на две стороны, оставил младенца невредимым. Между тем отцу явился Ангел Божий и, изобличив его в безрассудном доверии к наветам диавольским, приказал ему крестить сына, назвать Онуфрием и отвести его, куда укажет Бог. Когда заметили, что дитя не принимает материнское молоко, отец поспешно отправился в путь вместе с сыном, боясь, чтобы младенец не умер от голода. В пустыне к ним подбежала белая лань и, накормив малютку своим молоком, побежала в перед, как бы указывая им путь. Так они дошли до монастыря около города Гермополя. Игумен, извещенный об этом свыше, встретил их и взял младенца Онуфрия к себе на воспитание. Прстившись с сыном, царь ушел и до своей кончины не переставал посещать монастырь. Лань же кормила Онуфрия до трехлетнего возраста. Когда отроку исполнилось семь лет, с ним произошло чудо. Ключарь монастыря каждый день давал ему часть хлеба. Посещая святой храм, Онуфрий всегда подходил к иконе Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем на руках, в своей ангельской простоте обращался к Богомладенцу Иисусу со словами: „Ты такой же Младенец, как и я, но Тебе ключарь не дает хлеба, поэтому возьми мой хлеб и ешь”. Младенец Иисус протягивал Свои руки и брал у Онуфрия хлеб… Однажды ключарь заметил это чудо и сообщил обо всем игумену. На следующий день игумен приказал не давать Онуфрию хлеб, а послать его к Иисусу за хлебом. Отрок, повинуясь словам ключаря, пошел в храм и стал на колени, обращаясь к Богомладенцу на иконе словами: „Ключарь не дал мне хлеба, а послал к Тебе за получением его; дай мне хоть кусочек, ибо я сильно проголодался”. Господь дал ему чудесный и прекрасный хлеб, притом столь большой, что юноша едва отнес его к игумену. Игумен вместе с братией прославили Бога, дивясь благодати, почивший на Онуфрии. В десятилетнем возрасте Онуфрий ушел в пустыню, желая подражать святым пророкам Илии и Иоанну Предтече. Когда он тайно ночью вышел из обители, пред ним явился луч света, указавший ему путь к месту его пустынных подвигов.
Здесь Онуфрий нашел дивного старца-пустынника, с которым он прожил некоторое время, обучаясь у него правилам пустынножительства. Через несколько лет старец скончался, и преподобный Онуфрий шестьдесят лет прожил в полном одиночестве. Много скорбей и искушений претерпел он за это время. Когда сильно истлела его одежда и он сильно страдал от зноя и холода, Господь одел его густым покровом волос на голове, бороде и теле. Тридцать лет Ангел Божий ежедневно приносил ему хлеб и воду, а последние тридцать лет он питался от финиковой пальмы, выросшей по милости Божией около его пещеры, имевшей двенадцать ветвей, которые поочередно ежемесечно приносили плоды. Воду он пил из источника, чудесно открывшегося у пещеры. В тетчение всех 60 лет Ангел Божий приходил к преподобному Онуфрию в праздничные дни и причащал его Святых Христовых Тайн.
На монастырском дворе имеется своя скважина, обеспечивающая обитель питьевой водой, сделан погреб для хранения овощей и фруктов на зиму, построен сарай и помещения для содержания домашнего скота и птицы, гараж, а также обитель арендует двенадцать гектаров пахотной земли.
Следует заметить, что монастырь ведет благотворительную деятельность, помогая продуктами питания больницам, детским интернатам  для сирот и домам престарелым.
Сестры обители живут по строгому общежительному монастырскому Уставу, неукоснительно исполняя распорядок ежедневных Богослужений, за которыми возносят свои молитвы Богу о мире всего мира, о благостоянии святых Божиих Церквей и просят у Господа процветания свой обители.
Богослужение в монастыре совершается ежедневно: Вечернее – 17.00, после чего монашеское правило и Утреннее с Полуношницей – в5-30; в воскресные и праздничные дни – в 6-30 утра.
Престольные праздники: Преображение Господне – 19 августа, преподобного Онуфрия Великого – 25 июня.

 

 

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU