ПОЛТАВСКИЙ СВЯТО-КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: г. Полтава, ул. Свердлова, 2-а. Тел.: (05322) 7-90-59.
Настоятельница — игуменья Сергия (Алексеенко).


ПОЛТАВСКИЙ СВЯТО-КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Основан этот монастырь В 1650 году, на горе, на берегу реки Ворсклы, неподалеку от места впадения в нее ее притока - небольшой речушки Полтавки, которая издавна в народе больше известна под названием Тарапунька. Вся гора во времена основания монастыря, еще в ХVIII веке, была покрыта густым вековым дубовым лесом, через который к монастырю велась лишь узенькая тропинка. Основана обитель по инициативе и на средства тогдашнего полтавского полковника Мартына Пушкаря, Ивана Искры и другой казацкой старшины и мещан Полтавы с благословением Киевского митрополита Сильвестра (Коссова) в честь разгрома в этих местах войск польских магнатов и шляхты. Сооружал монастырь игумен Мгарского Свято-Преображенского монастыря Каллистрат.
Немало видел на своем веку Полтавский Крестовоздвиженский монастырь. В 1695 году он был захвачен и опустошен крамскими татарами, которые пришли к Полтаве с бывшим старшим писарем Генеральной воинской канцелярии Петриком (Петр Иванович Иваненко). В 1691 году Петрик убежал в Крым, заключил соглашение о переходе Левобережной Украины под власть султанской Турции, а в скором времени, объявив себя гет-маном и защитником обездоленного люда, выступил против власти Москвы на Украине и против гетмана Ивана Мазепы. Вместе со своими союзниками - татарами начал походы на Левобережье. Захватив немалую добычу, татары предали Петрика.
В 1709 году монастырь разорили шведские войска. Захватив его, шведы затянули туда свои пушки и обстреливали из них с монастырской горы бастионы Полтавской крепости. По рассказам, которые зафиксированы в исторических источниках Х1Х-ХХ вв., В монастыре находилась штаб-квартира Карла ХII. Возле леса, который покрывал гору и прилегал к ней располагалась шведская артиллерия. Там же была мельница, из которой Карл ХII посылал приказы войскам во время штурма Полтавы. Со второй стороны - склона горы, по левую сторону от Зеньковской дороги, нахо¬дилась артиллерия русских войск. Неподалеку монастыря Карл ХII был ранен пулей в ногу каким-то казаком во время объезда своих постов за десять дней до Полтавской битвы.
Вначале первые монастырские сооружения были деревянными. В конце ХVII века, после разорения крымскими татарами, старый деревянный собор был разобран и начато строительство нового каменного собора на средства Генерального писаря, а потом Генерального судьи Левобережной Украины В.Л.Кочубея. Но в 1708 году Василий Кочубей вместе с бывшим полтавским полковником Иваном Искрой были казнены по приказу гетмана Ивана Мазепы за их доносы не него царю Петру I. А в 1709 году монастырскую гору и прочие окраины Полтавы захватили шведы. В связи с этими событиями сооружение нового собора было прекращено. Уже позднее после изгнания шведов, в первой четверти ХVIII века, его достраивал сын В.Л.Кочубея - полтавский полковник В.В.Кочубей.
Крестовоздвиженский собор Полтавского монастыря является одним из лучших образцов архитекторы, которую одни называют византийской, другие - украинским барокко. По принципу построения похожий на известные архитектурные памятники конца ХVII века, как соборы Николаевского и Братского монастырей в Киеве, Свято-Троицкого в Чернигове, Мгарского Свято-Преображенского в Лубнах. Но полтавский семиглавый отличается от них постановкой куполов, широкими краеугольными лопатками и окаймлением окон и дверей. Сооруженный на горе, Свято-Крестовоздвиженский собор Полтавского монастыря не имеет главного и второстепенных фасадов, все его стороны равноценны в архитектурном отношении. Площадь главного монастырского собора по современным мерам составляет 366 квадратных метров. Внутренняя отделка главного собора выполнена несколько позднее. В 1756 году по правую сторону алтаря устроен предел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, на хорах с правой стороны В 1761 году - во имя святителя Николая, с левой стороны, там же, в 1795 году устроен предел в память Усекновения главы Иоанна Крестителя. В конце XIX века они обновлялись.
Первый иконостас собора выполнял известный мастер ХVIII века Василий Реклинский. Второй - четырехярусный, резной, из липы, позолоченный, в стиле барокко - выполнил В 1772 году резчик-предприниматель, выходец из русского города Осташково Сисой Зотович Шалматов. С 1752 года он поселился в Ахтырке на Сумщине, открыл там свою мастерскую и вместе с своими помощниками-подмастерьями изготовил замечательные резные иконостасы для ряда соборов Курска, Воронежа и Украины, в том числе для Мгарского монастыря (1762-1765 гг.), для Лохвицкого собора (1765-1770), резной иконостас и статуи для Покровской церкви в Ромнах (1768-1773 гг.), сооруженные по заказу последнего гетмана Запорожской Сечи Петра Калнышевского. Эта церковь вначале ХX века была перенесена в Полтаву и сожжена В ГОДЫ Великой Отечественной войны. А замечательный иконостас собора Кресто-воздвиженского монастыря был уничтожен в 1933 году.
Вторая монастырская церковь Свято-Троицкая была сооружена за 50 шагов от соборной в 1750 году, каменная, одноярусная, однокупольная, считалась трапезной. В 1864 году ее перестроили. При этом соорудили два придельных престола: с правой стороны – святой великомученицы Варвары (1864 г.), по левую сторону – во имя архистратига Михаила (1866 г., разобран в 1894 г.). С южной стороны сделали достройку – помещение, в котором находилась трапезная, кухня и келия монаха, который заведовал трапезной.
 В 1822 году над Полтавой и ее окраинами пронеслась сильная буря, которая повредила часть старых зданий монастыря. Третья церковь, на территории Крестовоздвиженского монастыря, Семеновская (Симеоновская) во имя Симеона Богоприимца, была построена в 1887 году недалеко от Свято-Троицкой церкви, с южной стороны. Ее соорудил на свои средства богатый иркутский купец, а потом полтавский меценат И.С.Котельников в память о своем единственном сыне Симеоне, который умер в Полтаве. В 1886 году родители везли своего безнадежно больного сына на лечение в Крым и по дороге заехали в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь. Юному Симеону так понравилась обитель и ее живописные окраины, что он пожелал похоронить его здесь, если умрет. Это скоро и случилось, и родители, выполнив последнюю волю сына, навсегда остались в Полтаве. Симеоновский храм старший Котельников сооружал специально для братской трапезы, поэтому в западной его части была устроена хлебопекарня, кухня и келия для монаха, который заведовал трапезной.
 Украшением монастыря стала четырехъярусная колокольня, сооруженная высотой на 42,6 метра от соборной Крестовоздвиженской церкви в 1786 году при архиепископе Славянском и Херсонском Никифоре (Феотоки). Она была похожа к стилю колокольни Киево-Печерской Лавры, украшена разнообразными классическими лепными элементами. Всего на колокольне было десять разных по размерам колоколов.
 Кроме сооружений, на территории монастыря еще находились деревянный дом настоятеля, на каменном фундаменте, на семь комнат, с подвальным помещением из четырех комнат, сооруженный в 1885 году вместо старого, который существовал с 1770 года. Дом для братских келий, построенный в том же 1770 г., потом реставрированный в 1863 и 1892 годах. С юго-западной стороны – каменный одноэтажный дом на восемь братских келий с отделением для больницы, сооруженный купцом И.С.Котельниковым в 1889 году. С северной стороны за монастырской стеной-оградой, стоял деревянный на каменном фундаменте одноэтажный дом на четыре комнаты с кухней, так называемый странноприимный дом, построенный в 1887 году на пожертвования. Вся обитель была обнесена каменной оградой, часть которой сооружалась в 1881, а остаток в 1887 году.
 До Указа империатрицы Екатерины II об отнятии монастырских име ний в казну от 10 апреля 1786 года Полтавский Крестовоздвиженокий монастырь имел В своем владении небольшие села Россошенцы, Буланово и крупные села Сторожевое, Семеновку и Ольшанку. Всего в этих населенных пунктах принадлежали около 2.000 душ крепостных мужского пола. Монахов и послушников в монастыре к тому времени было около 50 мужчин, а в другие периоды от 17-20 до 40 и больше. После изъятия монастырских земель в владение монастыря осталось земельных угодий в пределах 200 десятин (I десятина = 1,03 га), их обрабатывали сами насельники монастыря. С 1881 года в монастыре существовал свой собственный кирпичный завод, который давал возможность изготовлять дешевый и высококачественный кирпич для сооружения братских келлий и разных хозяйственных зданий.
Монастырь имел красивую церковную утварь, богатую библиотеку религиозного и богослужебного содержания, которая вела свое начало в основном с ХVIII века. Поражали красотой и богатством серебрянные с позолотой, украшенные ценными камнями, другими украшениями напрестольные кресты, водосвятные чаши, дарохранительницы, лампады, расшитые золотом и серебром одежды высшего духовенства, плащаницы и т.д. Из церковной литературы большую ценность представляли: Евангелия Львовской печати 1644 года, 1670 годов; московской печати 1657, 1731, 1759, 1775 и других годов; двухтомник "Поучительных слов святого Василия Великого”, напечатанный в 1594 году в типографии К.Острожского; Триоди, Минеи, Служебники и прочие богослужебные книги Киевской печати 1615 года; Львовской 1631, 1638, 1643, 1691 годов; Московской - 1704, 1732, 1752 годов. Требники митрополита Киевского Петра (Могилы) Киевской печати 1646 года, "Апостол" Киевской печати 1752 года; "Краткий летописец" М.В.Ломоносова, изданный в 1760 году и его же "Букварь" 1771 года и немало другой литературы.
В особенности богатой была ризница монастыря, где хранились две очень ценные расшитые золотом Плащаницы, четыре митры, шитые золотом, а одна серебром, старинные серебрянные с позолотой водосвятные чаши, кружки, блюда, посох, серябрянные с позолотой, украшенные драгоценными камнями наперстные кресты, кадила, подсвечники и т.д. Было немало икон, изготовленных мастерами высокого класса.
В келиях архимандрита находился очень интересный зал с освящением с трех сторон, стены которого вместо обоев были украшены картинами на холсте и дереве с сюжетами на библейскую и историческую тематику. Среди других по размерам и сюжетам выделялись две больших историко-батальных картины. Одна - слева от входной двери - изображение Александра Невского, которому шведы вручают свои мечи, а вторая - по священная Полтавской битве 1709 года. На ней изображен Петр I на белом коне и В кольчуге, которому тоже вручают свои мечи побежденные шведы. А этот исторический зал, который носил название Екатерининский был устроен к приезду Екатерины II В Полтаву в июне 1787 года во время ее путешествия по Украине и Крыму по приглашению Г.Потемкина. Продолжительное время Полтавский Крестовоздвиженский монастырь был значительным культурным центром края. С 1775 по 1798 год в монастыре было местопребывание архиепископов Славянских и Херсонских, среди которых были известные В свое время ученые с мировым именем. Первым из них был Евгений Булгарис (1716-1806 гг.) - выдающийся ученый-энциклопедист и педагог своего времени, глубокий знаток латинского, итальянского, французского и других европейских языков и литературы, философии, математики, истории, музыки и других паук. Автор учебников для греческих школ. С конца 60-х годов ХVIII столетия Евгений Булгарис принял русское подданство, сперва заведовал библиотекой империатрицы, а с 1775 года был назначен архиепископом Славянским и Херсонским и с 1776 по 1781 годы проживал в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. С 1779 по 1786 год, по рекомендации Евгения, архиепископом Славянским и Херсонским, одновременно настоятелем монастыря был назначен другой славный грек, земляк Булгариса, тоже уроженец острова Корфу, выдающийся ученый Никифор (Феотоки) (1731-1800 гг). Он был приглашен Евгением Булгарисом) в Россию и непосредственно в Полтаву.
С прибытием и поселением в монастыре архиепископа Евгения (Булгариса) с его разрешения и по его решению администратор Феоктист Мо-чульский основал при монастыре небольшую школу для подготовки монастырских певчих из 10 мальчиков. В 1778 году она была реорганизована в Духовное училище. В скором времени училище было преобразовано в Полтавскую Славянскую Семинарию, в которой училось много людей, имена которых стали потом известны далеко за пределами Полтавщины и Украины. Среди них были: основоположник новой украинской литературы, автор переведенной на украинский лад Вергилиевой "Энеиды", бессмертной "Наталки Полтавки” и "Москаля - волшебника" И.П.Котляревский, переводчики классических произведений греческих и римских авторов М.И.Гнедич и И.И.Мартынов, украинский писатель В.П.Гоголь-Яновский (отец Н.В.Гоголя); известный греческий педагог, писатель и ученый-энциклопедист Афанасиос Псалидас (1767-1829 гг.) и немало других способных юношей из Украины, России, Греции. В Славянской Семинарии получил первое образование уроженец Полтавы, известный ученый-врач, ректор и профессор Сакт-Петербургской медико-хирургической академии С.Ф.Гаевский, а также много других церковных и культурных деятелей.
ПОЛТАВСКИЙ СВЯТО-КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬК выдающимся деятелям, педагогам и ученым, кроме Евгения (Булгариса) и Никифора (Феотоки), принадлежали архиепископ Славяно-Херсонский Амвросий (Серебренников) и епископ Гавриил (Бонулеско-Бодони), которые служили здесь В конце ХVIII века и тоже были в числе руководителей и преподавателей Славянской Семинарии.
С января 1818 года по 1876 год, на юго-восточном склоне Монастырской горы, находилось Полтавское духовное училище. При монастыре также была открыта мужская одноклассная церковноприходская школа, которая просуществовала до октябрьского переворота 1917 года.
Полтавский Крестовоздвиженский монастырь издавна привлекал своей красотой художников, писателей, фотографов и других почитателей старины и искусства. Летом 1845 года Полтаву посетил Т.Г.Шевченко. Тут он выполнил рисунок "Дом И.П.Котляревского в Полтаве". С Ивановой горы поэт любовался замечательными видами города, панорамой монастыря, о чем свидетельствует рисунок „Воздвиженский монастырь в Полтаве".
Немало пострадал монастырь в годы гражданской войны. С первых лет советской власти началось изьятие золотых, серебрянных, с ценными камнями церковных вещей во время разных кампаний, которые проводились в соответствии с многочисленными декретами Совнаркома или по решениям местных органов власти. По официальным данным в начале 20-х годов у монастыря было отобрано 5 пудов 7 фунтов 69 золотников серебра и ценного камня.
В 1923 году монастырь был закрыт. В одном из его помещений устроили клуб для поселка железнодорожников, другой отдали Полтавскому губернскому архивному управлению для устройства архивохранилищ губернского исторического архива. С 1933 года до конца 30-х годов здесь помещалась Полтавская детская трудовая колония НКВД - учебно- воспитательное детское учреждение для бывших беспризорных и сирот. В конце 30-х годов бывшие келии монахов, другие подсобные помещения были переданы Полтавскому государственному педагогическому институту, и там устроили общежития для студентов, студенческую столовую; отдельные помещения занимали преподаватели.
В 1942 году Община монахинь через восстановленное епархиальное управление попросила разрешение открыть в уцелевших помещениях бывшего Полтавского Крестовоздвиженского мужского монастыря женский монастырь. С этого года начинает свою деятельность женская обитель на Монастырской горе. Во время бомбардировок и обстрелов помещения были В значительной степени разрушены в том числе и главный собор.
В послевоенные годы монастырь постепенно восстанавливался за счет пожертвований. В 1956 году был отстроен главный Крестовоздвиженский собор. В пользовании монастыря находились Свято-Введенская церковь (бывшая трапезная), настоятельский корпус, маленькая церковь-ризница в честь преподобного Серафима Саровского, деревянный корпус братских келий, отремонтирована ограда и другие помещения.
Утром 8 июля 1960 года монастырь был снова закрыт. Из 87 монахинь и послушниц, которые к тому времени проживали в нем 48 перевезли в Лебединский Свято-Николаевский женский монастырь Шполянского района Черкасской области, а остальных 39 человек развезли по домам к родственникам или в дома престарелых. Жилые корпуса были переданы Полтавской областной вспомогательной школе-интернату для умственно-отсталых детей - филиала Полтавской областной психиатрической больницы. В одной из церквей устроили мастерскую по ремонту автотранспорта, колокольню спалили подростки, могилы монастырского кладбища и памятники разрушены до основания.
19 декабря 1991 года Полтавский Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь был открыт. На монастырской горе поселились несколько монахинь и послушницы, была открыта домовая церковь. Монастырские сооружения требовали большого капитального ремонта. После вандализма, которая причинила советская власть, монастырь постепенно возрождается и набирает былую красоту и молитвенность.
Главной святыней обители - благодатный образ Божией Матери "Упование всех концев Земли", иначе называемой "Скорбящей”, постоянно пребывает в храме святого праведного Симеона Богоприимца Кресто-Воздвиженского монастыря, а летом переносится в трехпрестольный собор обители.
В начале XIX века в тайниках колокольни Полтавского Крестовоздвиженского монастыря во славу Божию трудился инок Даниил (Московченко), который для углубления благоговейного чувства написал красками прямо по штукатурке стены изображение Пресвятой Богородицы "Скорбящей" и написал надпись: „Дева Мариам - Упование всех концев Земли". Сие событие произошло в 1821 году. Позднее, исполняя волю Божию инок Даниил направился в Киево-Печерскую Лавру, где принял монашеский постриг с именем Ефрема и закончил свой земной путь. В последующие десятилетия образ неоднократно забеливали и заштукатуривали, но слои побелки и штукатурки каждый раз осыпались, чтобы открыть священный лик. Богородице было угодно являть чудесную помощь всем, кто уповает на Нее.
Позднее от необычного образа по молитвах недужных и скорбящих стала исходить благодатная помощь. На колокольне освятили престол и таким образом здесь возникла церковь. Летом по понедельникам в этом храме совершалась Божественная Литургия, а после нее служился Соборный акафист Пресвятой Богородице.

В конце октября 2012 года, по благословению  митрополита Полтавского и Миргородского Филиппа, были освящены и установлены два купола на храм – большой по центру кровли и малый над алтарной частью. Освящение совершил благочинный храмов Крестовоздвиженского монастыря иеромонах Меркурий (Скрипкин).


 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU