МГАРСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ


Адрес: Полтавская обл., Лубенский р-н, с.Мгарь. Тел.: (05361) 5-48-06,
Наместник — митрополит Полтавский и Новомиргородский Филипп (Осадченко).

Веб-сайт: www.mgarsky-monastery.org

Мгарский монастырь

На правом берегу речки Сулы, недалеко от города Лубны находится Спасо-Преображенский Мгарский мужской монастырь. Существует Предание, что святая обитель берет свое начало еще в домонгольский период, т.е. до XIII века она стояла на этом месте. Однако, чаще всего историю создания монастыря связывают с именем выдающегося церковного деятеля митрополита Киевского Исаия (Копинского).
Получив блестящее образование в православных учебных заведениях князей Островских, Исаия Копинский совсем молодым был пострижен в монашество Киево-Печерской Лавры. Четырнадцать лет он провел в непрестанных молитвах в Антониевых пещерах. Затем инок Исаия стал игуменом Густынского монастыря, возглавлял Киевское Православное Богоявленское Братство, принимал деятельное участие в создании знаменитой Киево-Могилянской Академии.
Не удивительно, что именно ему Раина Могилянка-Вишневецкая, вдова собственника огромных феодальных владений по обеим берегам Днепра, 18 января 1619 года выдала Грамоту на учреждение православного монастыря в Мгарском лесу в шести километрах от Лубен.
Решение княгини не было случайным - ведь росла она в православной семье, была двоюродной сестрой митрополита Киевского Петра (Могилы) и всю жизнь хранила отцовский завет:"Утверждающий и украшающий церковь, утверждает и украшает душу свою". В народе говорят, что место для сооружения монастыря княгине Вишневецкой подсказали ангелы. Упоминает об этом в своей повести „Близнецы” Т.Г.Шевченко, не раз посетивший эти места.
Вначале большинство зданий монастыря возводились из дерева, что приводило к пожарам. Только во второй половине ХVII века на Левобережье создаются крупные архитектурные ансамбли, своеобразные по планировке. В этих строениях В яркой форме проявились характерные черты архитектуры того времени. Мгарский монастырь стал образцовым в этом отношении. В состав монастырского комплекса, со временем окруженного каменной оградой, входили воздвигнутые в разное время Свято-Преображенский собор, домики келий, дом игумена, гостиница. К концу XIX века их пополнила теплая Благовещенская церковь и колокольня над въездными воротами. Все это было удачно привязано к рельефу живописной местности и создавало неповторимый архитектурный ансамбль.
Мгарский монастырь занимает видное место в истории и духовной культуре Украины. В 1622 году игумен Исаия (Копинский) создал здесь Православное Братство, активно противостоящее католицизму в Левобе режной Украине. За почти четыре века существование монастырские стены видели многих выдающихся людей своего времени. Так, В 1663 году в Мгаре под именем монаха Гедеона находился сын Богдана Хмельницкого Юрий. В 1781-1786 годах игуменом монастыря был Мелхиседек - идейный вдохновитель Колиивщины. Посещали также монастырь и такие незаурядные личности, как царь Петр I и гетман Украины И.Мазепа.
Вообще, развитие Мгарского монастыря всегда находилось под внимательной опекой украинских гетманов и российских монархов, которые не раз выдавали ему охранные Универсалы и жалованные Грамоты, способствуя расширению монастырских угодий и его хозяйственной независимости.
На территории монастыря нашли свой вечный покой Константинопольские патриархи Афанасий (Пателарий) в 1654 году и Серафим (Апин) в 1799; Киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) В 1676 году, архиепископы Тобольский Амвросий (Келембет) в 1826 году и Полтавский, а затем Псковский Мефодий (Писнячевский).
Скудные исторические документы рассказывают о крестном пути Лубенского чудотворца и судьбе его останков патриарха Константинопольского Афанасия III.
Афанасий III (в миру Алексий), грек по национальности, родился в 1597 году на острове Крит в благочестивой и знатной семье. Родители дали своему сыну, отличавшемуся незаурядными и умственными способностями, хорошее христианское воспитание и блестящее по тем временам образование.
Получив прекрасное образование, юноша имел все основания остаться при дворе великого везира, у которого мог получить славную карьеру по службе. Светская жизнь не привлекала Алексия, а жизнь христианских подвижников была ему по душе. Поэтому в 1623 году после смерти отца, спустя некоторое время, он отправился на Афонскую Гору, где был в монастыре послушником в трапезной. Потом совершил паломничество в Иерусалим и посетил палестинские монастыри. В одном из них принял постриг в монашество с именем Афанасий.
После возвращения в Солун Афанасий был возведен В сан священника. Святость его жизни и высокое благочестие стали известны за пределами Солунской области. Его вдохновенные проповеди и толкование Священного Писания всегда собирали большую аудиторию людей. И не удивительно, что вскоре Афанасий был рукоположен в сан епископа и назначен на митрополичью кафедру. Со временем он посвятил себя христианству: стойкость в Православии, благочестие и забота о пастве. 26 мая 1652 года святитель был возведен на Константинопольскую патриаршую кафед ру.
Нелегкие часи переживала тогда Константинопольская Церковь. Постоянные преследования иноверцев, убогость и недостатки. В это трудное время святитель Афанасий III нашел поддержку со стороны Русской Православной Церкви. В январе 1653 года он отправился в Москву, путь которого проходил через разоренную освободительной войной Украину. В конце января Константинопольский патриарх посетил Чигирин, где был гостеприимно встречен гетманом Украины Богданом Хмельницким. От него патриарх получил личное поручение к Российскому царю Алексею Михайловичу.
Остановившись на некоторое время в Путивле, патриарх Афанасий В начале апреля прибыл в столицу Российской державы и с любовью был принят иерархами Церкви и православным народом.
Накануне 1654 года святитель отправился в обратный путь через Украину. По некоторым сведениям Афанасий III принимал участие в Переяславской Раде, а потом до конца февраля был гостем у Богдана Хмельницкого.
По дороге святитель серьезно заболел и вынужден был остановиться В Мгарском Свято-Преображенском монастыре. 25 февраля на лубенской земле его гостеприимно встретила монастырская братия во главе с игуменом монастыря. Пересказы свидетельствуют, что когда игумен подошел под патриаршее благословение, то измученный тяжелой болезнью святитель произнес: "Желает душа моя в этом монастыре грешное мое тело похоронить".
Желание его исполнилось 5 апреля 1654 года. Константинопольский патриарх умер. Игумен монастыря и свита патриарха похоронили его в храме под амвоном, возле царских врат, в сидячем положении, как подобает Восточным патриархам. Исторические документы свидетельствуют: "На нем была одета архиерейская одежда, в руку вложен посох. Его по¬садили в кресло и с креслом, сидящего, поместили в каменный склеп".
Через восемь лет после кончины святителя Афанасия вскрыли склеп и увидели тело патриарха нетленным, лишь на правой руке, которая держала посох, не было двух или трех пальцев. Священная одежда с его тела упала и сотлела, кресло сгнило, целыми остались только палица и посох.
1 февраля 1662 года Русская Православная Церковь канонизировала святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца. Установлено празднование его памяти 15 мая в день памяти одноименного ему святителя Афанасия Великого, патриарха Александрийского.
В 1922 году В Лубнах, как и во всей Украинской Советской республике, началось изъятие церковных ценностей. Вначале оно происходило совершенно спокойно. Вскоре из Харькова приехал нарком Середа с письмом от Г.Петровского с требованием изъять гроб Афанасия Сидящего, который был из чистого серебра и весил 4 пуда 10 фунтов ( 68 кг.).
Население Лубен и его уезда противостояли комиссарам вынести мощи святителя из монастыря. Выручила комиссаров надвигающаяся уборочная страда. Постепенно верующие на волах и конях разъехались по домам на уборочную. В течение трех дней очистились все входы и выходы из монастыря.
Монахи сами переложили святые мощи Афанасия в деревянный гроб. А серебрянную раку комиссары отвезли в Харьков. Туда же позже были перенесены и мощи святителя, где и по сей день почивают в Свято-Благовещенском соборе города Харькова.
В Свято-Преображенском Мгарском монастыре похоронены расстрелянные большевиками в 1919 году монахи монастыря во главе с настоятелем о.Амвросием.
Архивы свидетельствуют о том, что братия Мгарского монастыря не поддалась революционным и националистическим влияниям и стала на стороне монархии, за что не раз обвинялась в реакционности. В августе 1919 года Лубны неоднократно переходили из рук в руки. Когда власть захватили красные, то они взяли под строгую охрану мост через Сулу. Монахи помогли деникинцам переправиться через реку возле монастыря, и те, неожиданно ворвавшись в город, захватили власть.
На следующий день в город снова вошли красноармейцы. Вечером, когда в монастыре шла подготовка к службе, сюда прибыли большевики и под видом переписи забрали с собой 17 насельников и под конвоем погнали В Лубны, прихватив с собою пару волов, груженных 100 пудами зерна. На следующий день монахов из военного комиссариата направили этапом на железнодорожную станцию. В сумерках по дороге их нагнал отряд красноармейцев. К настоятелю подошел командир и с криком:"Довольно обманывать нас", - в упор выстрелил. Затем убили и остальных..
Когда деникинцы снова захватили город, тела монахов сначала перевезли в часовню при земской больнице, а потом - в монастырь. Похоронили убиенных, на монастырском кладбище возле скита.
В мае 1993 года монастырь, где за годы советской власти находилась воинская часть, машиностроительный завод и пионерский лагерь, возвращен Украинской Православной Церкви. Во главе с игуменом монастыря началось восстановление порушенной святыни.
За прошедшие годы в монастыре уже многое сделано. Разрастается его хозяйство, восстанавливаются и обновляются строения, становится все больше монахов, послушников и паломников.
Но в разоренном когда-то соборе до сих пор на уцелевших фресках зияют следы от пуль, как напоминание о трудной судьбе монастыря. В подтверждение этого, что Православную Церковь нельзя сломить никаким насилием.

 
Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU