СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ КРУПИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: Черниговская обл., Бахмачский р-н, с.Осич. Тел.: (04635) 4-96-34 

Настоятельница - игуменья Дорофея (Хохлова)


В пяти-шести километрах от местечка Батурин и В 120 км. от Чернигова, на живописном берегу реки Сейм, расположен Крупицкий монастырь святителя Николая Чудотворца, но местечку Батурин, называвшийся Батуринским. До настоящего времени монастырь составляет одну из местных достопримечательностей. Этот монастырь, излюбленный в свое время казачеством, является ценным памятником той эпохи. Гетманы Украины и набожные казаки делали щедрые пожертвования из своих сокровищ, добытых на войне с турками и поляками.
С возвышенности, на которой стоит обитель, открывается взору река Сейм, окружающая монастырь с трех сторон, до сих пор с северо-восточной стороны сохранились леса и луга с монастырскими озерами. Река Сейм разливалась весной, затапливала все луга и на некоторое время прекращалось сухопутное сообщение с монастырем.
История возникновения древней Крупицкои обители утрачена. Известно, что она находилась в пятистах метрах от нынешнего монастыря, в низменном месте, в "пущи над Сеймом-рекою". Это место было самым удобным к безмолвию, а поэтому святитель Димитрий (Туптало) Ростовский, полюбив его, устроил себе келию с тремя комнатами, о которой с утешением душевным писал: "Того ж 1691 году в осени соорудил я себе келию новую в пустыне, для спокойного писания "Житий святых", месяца октобрия 15 дне совершена, а 18 освящена, и начал жити в ней во имя Господне". В этом, так называемом ветхом монастыре, на кургане в древнее время явился чудотворный образ святителя Николая, в память сего явления была основана новая обитель. На этом месте, во время нападения татар, братии монастыря и множеству народа, укрывшегося от неприятеля и томимого голодом, была подана небесная пища - падали с облаков крупы, которым питались осажденные, отчего монастырь назвали Крупицким. Это чудесное событие записано было рукою святителя Димитрия на напрестольном Евангелии, а в 1767 году архимандрит Варсонофий докладывал архипастырю, что чудесные крупы хранимы были в серебрянном ковчеге до времен гетмана Ивана Мазепы, но до разорения Батурина Александром Меньшиковым пострадал и монастырь, и кем были взяты те чудесные крупы, неизвестно.
  Время основания монастыря с точностью определить невозможно, но вероятно, что он существовал еще до нашествия татар, так как в середине ХVI века монастырь восстанавливался „по давнем его запустении" - замечает святитель Димитрий. Об этом говорит и другое предание: „в  середине ХVI века инокиня Макрина, любившая уединение, придя на место запустелого монастыря, поселилась в его развалинах подле пустой церкви, и "по той инокине Макрине стали иноки зде жити и монастырь заводити".
Крупицкая обитель была общежительною, никто не имел никакой собственности, все было общее, как у христиан апостольских времен. При таком образе жизни, естественно,что в монастыре были строгие подвижники благочестия, каким был игумен и схимник Исаакий (+1677 г.). Игумен Гервасий, 25 лет настоятельствовавший в Крупицком монастыре, при починке хода в церковный склеп нечаянно коснулся места, где погребен преподобный Исаакий, и увидел, что цел и гроб его, нетленным пребывает и тело.
Главный храм во имя святителя Николая Чудотворца, построенный генеральным судьей Иваном Домонтовичем, имел старинный иконостас, необикновенно тонкой художественной работы к сожалению до сих пор не сохранился, как и сам храм, был разрушен в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
В монастыре также находилась великая святыня, как часть святых мощей великомученицы Варвары. Литовский гетман Януш Радзивилл в 1655 году, до взятии Киева испросил себе две частицы святых мощей великомученицы Варвары, В то время почивавших в Киевском Свято-Михайловс-ком Златоверхом монастыре, и одну из них подарил жене своей Марии, по смерти которой частица досталась Киевскому митрополиту Иосифу (Тукальскому) и положена им в городе Каневе. Отсюда, по смерти митрополита Иосифа, она была взята в Батуринскую казенную палату, в которой хранилась, по выражению святителя Димитрия, "аки под спудом", до 1691 года. "В том же году, - пишет святитель Ростовский, - генваря 13 во вторник перенесена бысть славно великим Крестным ходом в монастырь Батуринский, вложена в серебрянный образ,"по немалому моему старанию ясновельможный Иван Мазепа, гетман их царского величества, отдал оную в монастырь наш. Я учредил каждого вторника пети молебен с акафистом великомученице Варваре”.
В 1803 году в обители была построена каменная теплая церковь во имя Преображение Господне, при которой находилась монастырская трапезная.
До 1825 года в Крупицком монастыре была деревянная дубовая колокольня, зетем стараниями игумена Гервасия была построена новая каменная колокольня, сохранившаяся до наших дней, на которой еще видны остатки росписи. В 1834 году был построен настоятельский каменный корпус, также уцелевший до наших дней.
С 1633 года становится известным целый ряд настоятелей сего монастыря, которые при усердной помощи гетмана Богдана Хмельницкого благоустраивали обитель.
Одним из знаменитых настоятелей Крупицкого монастыря был схиигумен Исаакий (Григорович), который своей высокой жизнью и духовными советами поддерживал благочестие в братии до конца жизни и был погребен в этом монастыре.
Феодосий (Тугуревич), игумен Крупицкого монастыря, был переведен в Киевский Свято-Михаиловский Златоверхий монастырь и Универсалом гетмана Ивана Самойловича в 1684 году утвержден ректором Киево-Могилянской академии, скончался в любимом монастыре под Батуриным.
В 1682 году настоятелем сего монастыря был назначен игумен Димитрий (Туптало), впоследствии митрополит Ростовский. Игумен Димитрий, оставив Крупицкий монастырь, переехал в Киево-Печерский и начал писать "Жития святых", но через три года с Варлаамом (Ясинским), архимандритом Печерским, возвратился в монастырь, "сел на игуменство по воле и Указу властей духовных и светских", где продолжал свое главное занятие - составление "Житий святых”.
В октябре 1659 года блюстителем Киевской митрополии был назначен Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович). В это время Феодосий (Угличский), прежде бывший архидиаконом Киевской Софии, стал уже иеромонахом Крупицкого Батуринского монастыря. Святитель Феодосий был "мужем благоразуменым", не ишел за митрополитом Дионисием (Балабаном), который перешел на сторону "поляков, к врагам Православия и народности", а следовал за своим учителем, Лазарем (Барановичем), защитником Православия.
Архимандрит Гедеон (Одорский) и ректор Киево-Могилянской коллегии Пахомий Ветвицкий большое внимание уделяли возобновлению монастырского собора, собрали большие пожертвования на нужды монастыря и склонили даже саму государиню империатрицу Елизавету Петровну, которая пожертвовала на восстановление храма тысячу рублей.
Монастырь имел свою богатую библиотеку, где даже находилась Острожская Библия 1581 года, уничтоженная по распоряжению коммунистической властью в 30-х годах XX столетия (по другим сведениям в 1941-1945 годах).
Процветание Крупицкого монастыря закончилось в 1922 году, когда обитель по распоряжению безбожной советском власти была закрыта, а братия разогнана. Храмы,братские корпуса, библиотеку и обширное хозяйство разграбили и разорили с жестокостью. Церковную утварь, иконостасы, духовные книги изрубили, содержащихся на ферме 200 коров и волов перестреляли, а трупы несчастных животных сожгли. Величественный Свято-Никольский собор, некоторые постройки и даже кирпичную стену, ограждающую территорию монастыря разобрали по кирпичику до фундаментов. Существовавший с древних времен в ските колодец засыпали всяким хламом и мусором.
В 20-х годах XX века в теплой монастырской церкви в честь Преображения Господня открыли клуб, но после совершения в нем убийства девочки, его закрыли и использовали его как зернохранилище. Через несколько лет с церкви был снят купол. Здание не ремонтировалось, крыша протекала, деревянные и железные конструкции прогнили и проржавели, в конце концов, кровля разрушилась и провалилась внутрь.
В 30-е годы деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца в ските был разобран.
Во время Великой Отечественной войны колокольню монастыря дважды пытались взорвать. Она являлась удобным наблюдательным пунктом и использовалась для управления артиллерией. Сначала отступающие советские войска, а когда они перещли в наступление - то немцы. Но ни немцам, ни советским не удалось разрушить. Колокольня выдержала взрывы, устояла и осталась невредимой.
После войны на территории монастыря разместился колхоз. В уцелевшем братском корпусе открыли школу. Позднее колхоз не стал работоспособным и эффективным закрыли, а в мае 1999 году из здания братского корпуса была выведена школа по причине аварийного состояния стен здания. Остатки монастыря властям не давали никакой больше пользы. Все, что от него осталось вернули Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Черниговской епархии.
В 1999 году по благословению Блаженнейшего Владимира (Сабодана), митрополита Киевского и всея Украины и митрополита Черниговского и Нежинского Антония (Вакарика) монахини Дорофея и Афанасия, насельницы Свято-Успенского Елецкого монастыря были направлены на восстановление заброшенной Крупицкой обители.
При помощи местных жителей и паломников обитель постепенно стала возрождаться. Матушки вместе с одной женщиной и двумя ее дочерьми за две недели разобрали огромную кучу мусора, которым была завалена полуразрушенная церковь в честь Преображения Господня. Под мусором они нашли уголь, угольные брикеты, дрова, которых хватало на целых два года. Также нашли различные сельскохозяйственные орудия, которые позже были заботливо отремонтированы и ими пользуются до сих пор.
30 мая 2000 года обители был возвращен статус монастыря, который стал называться Батуринский Крупицкий Свято-Николаевским женский монастырь.
В настоящее время в монастыре есть домовая церковь, в которой с первых дней служится Божественная Литургия. Ежедневно кроме правила читаются акафисты святителям Димитрию Ростовскому и Феодосию Чернигов скому, Преображению Господню, по четвергам - святителю Николаю Чудотворцу, по вторникам - святой великомученице Варваре; по субботам – панихида. В монастыре также читается Псалтирь.
После десятилетий разрухи монастырь с Божией помощью возвращается жизнь. К весне 2003 года из трех храмов, бывших в обители до разорения, частично восстановлен один - храм Преображения Господня. Каменный Свято-Николаевский собор и деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца в ските разрушены. Кроме того, В монастыре сохранилась колокольня. В обители обустроена трапезная, келии, построена но вая кухня, проведено электричество, устроена канализация, подведена вода, работает телефон. В монастыре живут две монахини, две послушницы и священник.
Почитаемые святыни в монастыре: чудотворная икона святителя Николая Чудотворца, икона святителя Димитрия Ростовского с частицей его святых мощей; ковчег с частицами святых мощей преподобных Киево-Печерских и святых Православной Церкви.

 

 


Поиск

Новый фотоальбом

Кабель протечки воды купить в
Кабель протечки воды купить
luzh.net

как поставить шкаф купе и распашной шкаф
kyrortstroi.ru

Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU