СВЯТО-УСПЕНСКАЯ CВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА

Адрес: Донецкая обл., г.Святогорск, ул. Заречная 1. Тел.: (06262) 5-30-24
Настоятель – архиепископ Святогорский Арсений



На живописном берегу реки Северского Донца, среди меловых гор, покрытых густым лесом, расположилась древняя иноческая обитель - Свя-тогорский Успенский монастырь. Одна из существующих версий его основания предполагает происхождения обители во время возникновения иконоборческой ереси в Византии и связывает его с бегством в русские края византийских иноков. Произошло это в VIII-IX веках. Большая часть гонимых императорами-еретеками православных иконопочитателей, переправивших через Черное море, нашли приют в Крыму, а часть из них поднялась по рекам Дону и Северскому Донцу далее на север. Свидетельством того времени являютя многие, до сих пор существующие, пещерные обители на территории Воронежской, Донецкой и Луганской областей, а также Жития святых, в частности, святителя Стефана Сурожского, преподобного Феодора Студита и др.
Около 860 года в здешних краях, которые в ту пору входили в состав Хазарского каганата, утвердили и восстановили Святое Православие святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.
О древности в Святогорье христианской веры говорят и современные археологи: на территории, примыкающей к Святым Горам, были найдены многие предметы, относящиеся к христианскому поселению. Погребения возле некоторых городищ (Царино и Зливки), совершенные по христианской традиции, относятся к ХI-XIV векам. Памятником этого времени являются сохранившиеся до наших дней Святогорские пещеры - свидетели древних подвигов братии и трудов первых основателей обители.
Первые заметки о Святогорском монастыре появились в Московских летописях в ХVI веке, которые упоминаются в качестве сторожевого поста Российского государства, так как в то время обитель была самым южным русским монастырем в татарской степи, которая находилась за "чертою", то есть заграницею.
Существует другая версия по поводу первоначального возникновения пещерного комплекса в Святых Горах, которая из наиболее популярных гипотез относит начало обители к середине XIII века, когда после монголо-татарского нашествия на Киевскую Русь, часть иноков Киево-Печерской Лавры вынуждена была удалится из родной обители и обрела новое пристанище в Свято-Горских пещерах. О первых насельниках Святых Гор говорит предание, что они были выходцы из Киева после татарского погрома в 1240 году… Все главные праздники Святогорской обители и главные престолы храмов Святогорских посвящены в честь тех же преподобных и событий, как в Киево-Печерской Лавре: Успения Пресвятыя Богородицы, преподобных Антония и Феодосия Печерских и святителя Николая, в честь чудотворного образа, который явился в первой половине ХVI столетия. Более того, что киевским переселенцам-монахам напоминали Святые Горы - горы Киева и пещеры святогорские похожи с пещерами киевскими.
Следующей гипотезой о начале пещерного пустынножительства в Святых Горах является версия архимандрита Арсения из Афона об основании обители. В 1851 году отец Арсений впервые поведал А.Н. Муравьеву, известному литератору и путешественнику по Святым Местам о своем предположении, что будто однажды Афонские иноки, плывшие в Россию, приняли ошибкою устье Дона за Днепровский лиман и, подымаясь вверх по реке, нашли это место, которое так живо напоминало им родную местность Святогорскую, что они решились тут поселиться и даже сообщили сладкое название Святогорья неведомым дотоле скалам.
И последней версией более поздней, которая выглядела красивой и правдоподобной в устах ее приверженцев. "Предпоследний византийский император Михаил Палеолог, прося защиты, помощи и покровительства у Римского папы Евгения IV против натиска на его империю предводителя арабских войск Махмуда II, принял унию на Флорентийском соборе в 1439 году, изменил Православию и, в угодность папе, вознамерился обратить в унию Афонских иноков, и в случае сопротивления их, принудить силою и даже мучениями.,. Некоторые из братии удалились из Афона в правоверные страны, дошли до устья Дона, перешли в Донец и доплыв к Донецким Скалам, пленились красотой природы, сошли на берег и поселились здесь укрываясь в меловых скалах от набегов крымских татар и половцев."
Наиболее ранний архивный материал, свидетельствовавший о существовании монастыря в меловой горе, относится к 1624 году. Это жалованная Грамота царя Михаила Феодоровича Святогорскому монастырю. Текст ее сохранился в списках более поздних Грамот ХVII века. „...во 1624 году по указу отца нашего блаженный памяти великого государя Царя и Великого князя Михаила Феодоровича всея России: велено Успения Пресвятыя Богородицы Святогорского монастыря черному попу Симеону с братией или кто понеж в том монастыре иной игумен будет, давати годовые руги в Белгороде ржи по двенадцати четвертей, овса по двенадцати четвертей. денег по десяти рублев из белгородских и кабацких и с таможенных доходов".
Таким образом можно смело утверждать, что Святогорский Свято-Успенский монастырь в пещерах меловой скалы существовал в первой четверти ХVII столетия.
Пещеры выкапывались в разные периоды истории. Первоначально были скопаны помещения внутри скалы на нынешнем втором ярусе пещерных сооружений. К их числу следует отнести Свято-Николаевский храм со столбом и трапезную. В 1679 году архимандрит Иоиль, настоятель монастыря, указал на единственную в горе церковь Успения Пресвятой Богородицы, ископанную в 1637 году, не упомянув о наличии более древней пещерной церкви – Николаевской.
Видимо, Свято-Николаевский храм действительно существовал раннее в качестве жилого или другого назначения помещения. И лишь с появлением монахов применялся под церковь.
С устройством в З0-е годы ХVII века новой Успенской пещерной церкви в верхней части скалы, сей храм перестает быть главным храмом обители, а с переселением иноков на "подол", практически прекращается использование этого храма.
В XIX веке после вторичного открытия обители, церковь была обновлена с устройством алтаря в северо-восточной части храма, за меловым столбом. Устроен был новый иконостас, прорублен проход из церкви к пещерным келиям. Средства на восстановление Свято-Никольского храма пожертвовал помещик Иван Малиновский. После окончания работ храм переосвятили в честь святого пророка Иоанна Предтечи.
Количество жителей пещер в середине ХVII века колебалось в пределах 30 человек. Кроме того, зачастую в монастырь приходили бежавшие из неволи пленники, получавшие здесь приют и необходимую помощь; донские казаки помолиться Богу и набегами наскакивали крымские татары, которые чинили монастырю великое разорение. Серьезному опустошению подвергался монастырь в более позднее время. Так, в 1737 году Свято-горская обитель была разграблена татарами до такой степени, что настоятель монастыря вынужден был в январе 1738 года доложить о невозможности внести средства на содержание школ и смерти монахов от эпидемии. Приходилось претерпевать неприятности и от разного рода разбойников, которые обитали близ Святых Гор, жаждущих добычи.
В 1668 году Святогорский монастырь был разорен людьми Ивана Брюховецкого, которые унесли с собой церковные ризы и книги.
Вместе с тем, следует отметить, что монахи монастыря не были простыми наблюдателями происходившего вокруг, а принимали активное участие в обороне монастыря и требовали поставок в обитель оружия, пороху, свинца. Так, в марте 1679 года в челобитной царю Феодору Алексеевичу святогорские старцы писали:"...докучают неприятельские люди, а борониться нам, богомольцам твоим, нечем, свинцу и пороху не имеем,вели государь нам дать государева жалованье в наш убогий монастырь пороху и свинцу. Кроме того, Святогорский гарнизон, располагавшийся в недрах меловой скалы, имел четыре пушки для обороны, а монастырский синодик 1710 года, сохранил до наших дней имя монаха-пушкаря Иакова.
Однако, хотя жизнь и сделалась спокойнее в ХVIII веке обитель постигли новые беды, в числе которых были и моровые язвы, уносившие жизни многих из святогорской братии. Но главная беда случилась в 1787 году. Согласно новой политики секуляризации церковных земель по Указу империатрицы - Екатерины II Святогорский монастырь был закрыт, а все его имущество отписано в казну. Б 1790 году Святогорское имение было подарено империатрицей князю Таврическому Григорию Потемкину.
В упраздненном состоянии, существуя как приходская церковь, обитель находилась почти 57 лет. Восстановление ее, при деятельном участии новых владельцев Святогорья - князя Александра Михайловича и Татьяны Борисовны Потемкиных, произошло в 1844 году. Первым настоятелем после открытия был назначен казначей Глинской пустыни иеромонах Арсений, который прибыл В монастырь вместе с некоторыми из числа наиболее ревностных Глинских братии. За короткое время Святогорская обитель процвела "яко крин сельный". Были построены новые настоятельский, братский, просфорный, экономический корпуса, гостинницы, трапезные, а также обновлены древние храмы и пещерные церкви. Кроме того, построена новая церковь с колокольней и заложены Свято-Преображенская церковь на вершине горы, Свято-Успенский собор и скитский храм преподобного Арсения Великого. Как и в Глинской пустыни, настоятелем были устроены столярная, бондарная, слесарная, кузнечная, сапожная, порт-ная и живописная мастерские, пасека и свечной завод.
В возрожденной обители был введен Глинский церковный Устав, а духовная жизнь братии проходила при старческом оформлении опытных духовников, которые были учениками знаменитого Глинского старца игумена Филарета (Данилевского).
При следующем настоятеле архимандрите Германе (Клице) было заложено строительство заложенных раннее храмов, а также устроен больничный хутор с церковью в честь Ахтырской иконы Божией Матери, трапезный храм Рождества Пресвятой Богородицы и Спасов скит (на месте крушения царского поезда в 1888 году). При архимандрите Германе некогда запустевшая Святогорская обитель была украшена многими царскими дарами и стала известной по всей России. При последующих настоятелях обитель процветала как внешне, так и внутренне, духовно. К ней, как к благодатному месту и источнику живой воды, стекались тысячи паломников из всех уголков тогдашней Царской России. Цветущее внешнее благо состояние было основой для обширной благотворительной деятельности, которая распространялась как на паломников-богомольцев, так и на жителей окрестных селений.
Революция 1917 года и приход новой безбожной власти коренным образом изменили дальнейшую жизнь Святогорского монастыря, разграбление которого началось с 1918 года. Все имущество было описано и изъято, кощунство над священными предметами в обители сопровождались избиением и убийством монастырской братии. В короткий срок все насельники были выселены за пределы монастыря, и В 1922 году советской частью Святогорская обитель была закрыта, а на ее территории организован Дом отдыха для рабочих Донбасса. Дальнейшее поругание обители проявилось даже в переименовании: Святые Горы были названы в Красные. В 1927 году как символ победы и господства революции воздвигнут памятник Артему. Возвышавшийся на соседней горе двухэтажный Свято-Преображенский храм уже был к этому времени взорван. Пришли в запустение и варварски разобраны храмы в Ахтырском, Арсеньевском и Спасовом скитах.
В годы Великой Отечественной войны обитель подверглась еще большему разрушению. В 1942 году с разрешения немецких властей, на территории которых находился монастырь, на короткий период обитель была вновь открыта в качестве прихода, но просуществовала недолго. В 1947 году взорван кладбищенский Всесвятский храм, а в 1960-х годах уничтожены все монастырские кладбища. После войны в 1950-х годах главная святыня обители, Свято-Успенский соборный храм, в короткие сроки перестроен под кинотеатр, а трапезная церковь Рождества Богородицы -под столовую санатория Артема.
Однако, прошло 70 лет разрухи, и в 1992 году исполнилось пророчества многих святогорских старцев, которые были свидетелями закрытия обители: монастырь был восстановлен. В 1995 году с увеличением числа братии началась его реставрация, которая продолжается и сейчас. На сегодняшний день монастырю переданы все сохранившиеся храмы, бывшие в его введении до закрытия, строятся новые на месте взорванных, реставрируются обветшавшие здания.
А главное - возрождается духовная жизнь монастыря, который становится горящим в молитве светильником Святой Руси, привлекая дивной красотой своих памятников, окруженной дивной природой, а также стройностью богослужений, присутствие на которых трогает душу и делает ее причастной той силы и благодати, которую стяжали на это место многие поколения молитвенников и преподобных, сообщивших своим образом жизни название этой местности "Святые Горы”.
24 августа 1995 года Украинская Православная Церковь прославила преподобного Иоанна Затворника в лику святых, Ежегодно в этот день совершается многотысячный торжественным Крестный ход вокруг обители с его святыми мощами. Еженедельно,по четвергам перед Божественной Литургией служится святому молебен у его мощей, от которых подаются исцеление и помощь всем с верою притекающим.
Преподобный Поанн (в миру Иван Крюков) родился в 1795 году в г. Курске. С детства горел любовью к монашеству и подвижнечеству, но его желание исполнилось только по достижении 38 лет. Похоронив отца и устроив свою мать, он поступил в Глинскую пустынь. Проведя 11 лет в этой обители и преуспев в ней духовно, он в 1844 году с частью братии перешел в Святые Горы.
Много потрудился угодник Божий для благоустройства Святогорья в звании эконома. Работая в пещерах по их расчистке, он полюбил одну из меловых келий, в которой затворился по благословению настоятеля. Подражая древним затворникам, он ежедневно совершал 700 земных поклонов, 100 поясных, 5000 молитв Иисусовых, 1000 Богородичных и другие молитвословия. Кроме того, он носил вериги и жесткую власяницу. От сырости пещерной келии одежда его и солома в гробу, где он спал, истлевали, и их часто меняли. В таких трудах прожил подвижник в затворе 17 лет, причем пять из них - без печного отопления. За подвижническую, самотверженную любовь к Богу и ближним, Господь при земной его жизни сподобил благодатных даров непрестанной молитвы, дара рассуждения, прозорливости и чудотворений. За неделю до смерти, сохраняя послушание воле настоятеля, тяжело больной старец был перевезен на больничный хутор, где 24 августа 1867 года мирно почил. Вскоре на его могиле стали происходить чудеса, и многие недужные получали исцеления.
В дореволюционное время в Святогорской обители были почитаемы две чудотворные Святогорские иконы Божией Матери. Одна из них древняя находилась в иконостасе храма Рождества Божией Матери, другая - в пещерной Иоанно-Предтеченской церкви.
Древняя Святогорская икона Божией Матери не сохранилась до наших дней. Она была одной из тех немногих икон, которые уцелели от разграбления Святогорского монастыря в 1787 году. Издревле она считалась чудотворной и была украшена сребро-позлащенной ризой. В свое время некоторые жители г.Славянска получили от нее исцеление. Со времени закрытия монастыря советской властью в 1922 году местонахождение иконы остается неизвестным.
История второй чудотворной Святогорской иконы такова. Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы вскоре но открытии монастыря в 1844 году очень понравилась Святогорская обитель. Скорбя о том, что он ничего не может пожертвовать, афонский инок в дар обители написал эту икону. Образ Божией Матери находился долгое время в Иоанно-Предтеченской пещерной церкви и был благодатно сохранен не только от сырости, но и от пожара.
Б 1918 году, когда зту икону переносили из села в село, и Крестный ход расположился на ночлег в с.Байрачек, большевики ночью ворвались В дом, убили иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодо-та и приютивших их хозяина дома с дочерью. Пять трупов легли у подножия иконы, стоявшей в луже крови.
В советское время Святогорский образ Божией Матери был сохранен благочестивыми людьми. 4 октября 1992 года, В день памяти святителя Димитрия Ростовского, эту икону торжественно Крестным ходом перенесли из г.Славянска в Святогорский монастырь и поставили в Свято-Успенском соборе. В настоящее время икона украшена множеством драгоценных подвесок, монет, крестиков, дукачей - все это принесено в дар Царице Небесной как в знак любви и благодарения за полученные исцеления и благодатную помощь многим людям.
В Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре 9 марта 2004 года под председательством Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира (Сабодана), митрополита Киевского и всея Украины, Священный Синод заслушал рапорт Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, управляющего Горловской епархией, о предоставлении Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статус Лавры. Ввиду древности обители, ее историческую роль, многочисленные прошения православных верующих Донбасса, а также современное положение возрождения монастыря и его благотворное влияние на духовную жизнь региона и страны в целом, Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение дать Свято-Успенскому Святогорскому мужскому монастырю Горловской епархии статус Лавры. Отныне Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь именуется Свято-Успенской Святогорской Лаврой.


 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU