СВЯТАЯ УСПЕНСКАЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

Адрес: г.Киев, ул.Лаврская, 15. Тел.: (044) 280-46-27
Наместник - митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел

Веб-сайт: www.lavra.ua




На высоких холмах правого берега Днепра величественно возвышается увенчанная золотыми куполами Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра - удел Пресвятой Богородицы, колыбель монашества на Руси и твердыня Православной веры.

Монашество на Руси появилось вместе с принятием христианства в его восточной традиции, но настоящие монастыри возникли у нас в первой половине XI века.

Согласно Древнему Преданию Церкви святой апостол Андрей Первозванный, путешествуя с христианской проповедью в земли скифов, благословил гористый берег Днепра, обратившись к своим ученикам со словами:"Видите ли горы сия? Яко на сихъ горахъ воссияетъ благодать Божия, и градъ великъ иметь быти, въ церкви многи имать Богъ воздвигнути". Так,вместе с первыми храмами Киевской Руси, лаврская обитель стала исполнением пророческих слов святого апостола.

Основанный великими подвижниками Антонием и Феодосией, Печерский монастырь стал образцом для других русских монастырей и имел огромное значение не только в духовно-нравственной, но и в культурной жизни русского народа. Из него вышло много видных церковных деятелей и подвижников благочестия. В его стенах получило большое начало русское летописание, процветело иконописание и врачевание болезней.

История возникневения Киево-Печерского монастыря известна во-первых из "Жития Феодосия", составленного преподобным Нестором Летописцем, и, во-вторых, - из „Повести Временных Лет", включающей очень древние записи. Ему же беспорно принадлежит и "Житие и страдание блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба". В этих литературных памятниках содержатся сведения о возникновении и начальном периоде Киево-Печерского монастыря.
Как известно, основателем Киево-Печерского монастыря является преподобный Антоний, уроженец города Любеча под Черниговом. Он не имел священного сана, так как не научился грамоте,- следовательно родился в бедной семье. Побывав на Святой Горе Афон и во многих монастырях, он возлюбил иночество, был пострижен В монашество и возвратился с благословением Святой Горы на устроение монашеской жизни на Руси.
Преподобный Антоний пришел в Киев, где уже были монахи, но из-за бедности в монастырь не попали. Стремясь к уединению, он поселился в пещере, где до поставления на митрополичью кашедру под визалея пресвитер княжеской церкви Иларион и начал жить здесь (В пещере), молясь Богу, вкушая сухой хлеб и только через день и воду в меру, копая пещеру, не давая себе покоя день и ночь, пребывая В трудах, в бдении и в молитвах. Вскоре узнали о подвижнике добрые люди и стали посещать его, принося потребное и испрашивая наставления. Сын и преемник Ярослава Мудрого князь Изяслав приходил к Антонию с дружиной и просил его благословения и молитв. Вскоре к преподобному собралось 12 человек братнии и среди них Никон и Феодосий.

Преподобный Феодосий родился в Весилькове под Киевом в семье служилого великокняжеского двора. Детство он провел в Курске, куда перевели отца. Наделенный от природы острым и пытливым умом, Феодосий охотно учился и успешно освоил грамоту и всю книжную премудрость. Прежде чем поселиться в Печерском монастыре, он обошел все киевские монастыри, но нигде не нашел того, к чему стремилась еге душа. Преподобный Антоний сначала не хотел принимать Феодосия, говоря, что место его подвига "скорбна и теснейшее паче иныхъ местъ!", особенно для юноши. Однако, не устояв перед усердными просьбами и твердым желанием Феодосия, повелел "великому Никону" облечь ого в монашескую одежду. Неизвестно, в каком возврасте был пострижен Феодосий, но из косвенных сообщений Нестора Летописца можно заключить, что ему было 18-20 лет. Феодосий поступил в Печерский монастырь приблизительна в 1055-1056 годах.

В „Житии Феодосия" преподобный Нестор Летописец пишет, что князь Ярослав Мудрый подарил первым поселенцам монастыря пещеру на принадлежащей ему земле; князь Изяслав по просьбе преподобного Антония подарил гору над пещерой, а князь Святослав Ярославич, захвативший киевский престол у своего брата князя Изяслава, пожертвовал обители участок земли для постройки Успенского каменного собора. Когда мать преподобного Феодосия, узнав о непреклонном решении сына остаться Б Антониевой пещере, она была принята по просьбе Антония В основанную княгиней женскую обитель но имя святителя Николая. В конце 1060 - начале 1061 года в число братия пещерного монастыря вступили еще два человека, близких к княжескому двору: Варлаам - сын первого боярина киевского князя к Ефрем - важный сановник того же князя Изяслава.

Преподобный Никон принадлежал к числу первых насельников Печерского монастыря. Он был человеком образованным, и, возможно, поэтому именно он был инициатором организации монастырской жизни Печерской обители на основе Студийского общежительного Устава. В то время Студийский Устав не практиковался не только в русских монастырях, но и в греческих. О нем можно было узнать только через изучение богословской и канонической литературы, собранней Ярославом Мудрым в первой на Руси библиотеке. Академик М.Д.Приселков не без основания высказывает предположение, что под именем Никона в пещере подвизался один из важнейших людей Ярославого двора и, возможно, не случайно преподобный Нестор, упоминающий в "Житии Феодосия" - Никона с титулом "великий", ничего не сказал о его жизни до того, как он поселился с Антонием. О Никоне сообщается, что он был пресвитером, постригшим Феодосия, и третьей звездой праведного неба пещеры. Эти факты навели историка на мысль, что под именем "великого Никона" в своей прежней пещере скрывается Киевский митрополит Иларион, удаленный с кафедры по требованию Константинополя.

После ухода преподобного Никона из Печерского монастыря, который в то время имел уже большое количество монахов, преподобный Антоний решил уединиться. В это время братия ископала "великую пещеру и (устроила в ней) церковь и келлии", так что пещера имела уже вид настоящего монастыря. Преподобный Антоний сказал братии: "Вот Бог соединил вас, и вы есть благословение Святой Горы; а я вас постригал; да будет на вас благословение первое от Бога, а второе от Святой Горы; живите же особо, и поставлю вам игумена, а сам хочу на ту гору идти один, как и прежде привык жить в уединении”.

Поставив игуменом Варлаама, сына боярина Иоанна, преподобный Антоний удалился на соседний холм, где выкопал новую пещеру. Таким образом, первая Антониева пещера, в которой зародился Печерский монастырь, теперь представляет собой Дальние, или Феодосиевы, пещеры; вторая - Ближние, или Антониевы пещеры. На новом месте Антоний принимал отшельников, которые стремились к уединению. Во второй пещере преподобный прожил до своей кончины, оставив ее лишь однажды. Причиной этому послужили следующее обстоятельства.
В 1067 году киевский князь Изяслав вместе с братьями Святославом и Всеволодом взяли в плен Всеслава Полоцкого и посадили в „проруб”. На следующий год Киевский князь Изяслав потерпел поражение от печенегов, в результате чего окраины Киева были страшно ра-орены. Киевляне обвинили в этом бедствии Изяслава, освободили Всеслава из "поруба" и объявили своим князем. Изяслав бежал В Польшу. В 1069 году Изяслав с помощью Болеслава Польского возвратил себе Киевский престол, а Всеслав бежал в Полоцк. После возвращения в Киев Изяслав „нача гневатися" на Антония из-за Всеслава. Тогда князь Святослав тайно увез преподобного Антония из Киева к себе в Чернигов, спасая его от гнева Изяслава. Под Чернигом на Болдиных горах преподобный Антоний выкопал пещеру, где жил некоторе время, пока через посредтво Святослава не примирился с Изяславом.

Вскоре игумен Варлаам решил построить на горе маленькую церковь в честь Успения Божией Матери и "возградить келлии" на что получил благословение ктитора Антония, Однако, осуществился лишь этот план при игумене Феодосии в 1062 году. По желанию князя Изяслава Варлаам был назначен игуменом княжеского Димитриевского монастыря.

Тогда братия просили Антония поставить нового игумена. Антоний ответил: "Кто изъ Вас, кроме Феодосия, более послушливый, кроткий, смиренный; пусть онъ будетъ вамъ игуменомъ”. Так Феодосий, рукоположенный во пресвитера, стал игуменом в возрасте 25-30 лет.
От Варлаама Феодосий принял 20 монахов, но вскоре их число достигло сто. По свидетельству Летописца Феодосий принимал в монастырь лишь тех, В ком провидел настоящих монахов. Нашлись и средства на строительство монастыря и содержание многочисленной братии.
Преподобный Феодосий „установил в своем монастыре, как петь монастырские песнопения, как совершать поклоны, как читать и стоять в церкви и весь церковный чин содержать, как сидеть за трапезой, что есть и в какие дни". Общежительный Студийским Устав, введенный впоследствии и в других русских обителях, преподобный Феодосий получил от монаха Студийского монастыря Михаила, пришедшего в Киев с митрополитом Георгием. В "Житии Феодосия" преподобный Нестор сообщает: "Феодосий послал одного из братии в Константинополь к Ефрему скопцу, чтобы он списал весь Студийский Устав и прислал ему; он же повеление отца нашего тотчас исполнил, весь Устав монастырский переписал и послал блаженному отцу нашему Феодосию".

В июле - августе 1068 годе В Печерский монастырь возвратился из Тмутаракани игумен Никон, где он создал свой монастырь. За годы отсутствия игумена Никона (1062-1068 гг.) Печерская обитель выросла из маленькой убогой пещеры в большой монастырь с многочисленными постройками, с богадельней, со строгой общежительной монастырской жизнью. Монастырь был обеспечен значительными вкладами и окружен общим почитанием и славой.

Недаром преподобным Феодосий Печерский тезоименит Феодосию Великому (+529) - одному из устроителей христианских монастырей общежительного типа.

Своим личным примером преподобный Феодосий являл образец инока. Этому образцу Русь была верна в течение веков. Поэтому Феодосий стал первым иноком Руси, прославленным Святой Церковью в лике святых. Его трудами при монастыре был устроен дом милосердия, оказавший помощь заключенным в тюрьмах, защищавший слабых. Преподобный бесстрашно обличал князя Святослава, незаконно захватившего Киев, и выступал против княжеских междоусобиц. Преподобный Феодосий направил деятельность монастыря на служение ближним. От его идет традиция выбора духовников и обычай вкладывать в руки усопшему разрешительную грамоту. Потрудился преподобный и как духовный писатель, оставив потомкам ряд поучений.

Последним великим делом преподобных Антония и Феодосия была закладка первого каменного храма обители. Однажды ночью в небе над монастырем явилась огненная дуга, одним концом ставшая на обитель, другим - на соседнюю гору, под которой в уединенной пещере жил преподобный Антоний. Когда же в 1073 году подвижники, решив приступить к постройке большого каменного монастырского храма, задумались о подходящей для церкви месте, последнее Господь указал особыми знамениями именно на вышеуказанной горе. В том же году, после закладки храма, преставился преподобный Антоний, а год спустя – Феодосий.

По монастырскому преданию, дошедшему до нас в дневнике посетившего Киев в 1594 году немецкого посла Э.Лясоты, кончина преподобного Антония была необычной. Попрощавшись В своей пещере с иноками,он направился в глубину ее, и следом за ним обвалилась земля. Братия попытались расчистить завал, но навстречу ей вырвались огонь и вода. Следы этого происшествия, по свидетельству археологов, сохранились в пещере до сих пор и закрыты большой иконой преподобного Антония над его символическим надгробием-ракой. Пещеру, где почил старец, стали называть Антониевой, или Ближней, так как строящий каменный храм оказался к ней ближе, чем более ранняя пещера, с которой начиналась история монастыря. Отдаленную же пещеру назвали дальней, или Феодосиевой - в связи с погребением там преподобного Феодосия. Вокруг строящейся каменной церкви братия воздвигла еще один деревянный монастырь, куда и переселилось большинство иноков из старой обители.

Отдельные иноки продолжали поселяться в пещерах, причем некоторые принимали на себя особый подвиг - затворничество. Затворники отличались тем, что закрыв вход в свои пещерные келии, оставляли лишь малое оконце, через которое получали скудную пищу, и так про водили по много месяцев, а то и лет. Кроме того, пещеры стали местом погребения усопших иноков, в связи с чем в подземельях прокладывались новые участки. Постепенно и над Антониевой пещерой возникла небольшая обитель. Под Ближними и Дальними пещерами стали подразумевать не только подземелья, во и монастыри над ними. Каждой из этих обителей управлял свой "блюститель". Он подчинялся настоятелю монастыря, жившему у каменного Храма.

Строительство каменной церкви нового монастыря (нынешняя Верхняя Лавра) было закончено при игумене Стефане в 1075 году. Вероятно, из-за скудности средств она была расписана и освящена гораздо позднее. В Печерском Патерике говорится о том, что к ее росписи приступили спустя 10 лет после смерти преподобного Феодосия и, следовательно, через семь лет после окончания кладки. По свидетельству Летописца, каменная, или Великая церковь была освящена в честь Успения Божией Матери в 1089 году Киевским митрополитом Иоанном I. В росписи храма участвовал преподобный Алипий, который считается родоначальником особенного, отличного от греческого, иконописного искусства.

В старом, или "ветхом", монастыре осталось небольшое братство, а пещера (то есть Дальние пещеры) стала монастырской усыпальницей. Было выделено несколько человек погребальщиков вместо с пресвитером и диаконом для ежедневного совершения в монастырской церкви заупокойной Литургии "за умирающую братию".

Строительство нового монастыря проходило при трех игуменах: Стефане, Никоне и Иоанне. Стефан был игуменом не позднее 1078 года. Игумен Никон, тот самый, который дважды удалялся из Печерского монастыря в Тмутаракань, был игуменом Печерского монастыря после Стефана и умер в 1088 году. Игумен Иоанн был избран в 1088 году или В 1089.

Преподобный Нестор Летописец, рассказывая об игуменстве Стефана, сообщает о ропоте братии на преемника Феодосия, в результате которого Стефан был изгнан из монастыря. Он построил новый монастырь на средства, поступавшие к нему от духовных детей Феодосия, попечение о которых преподобный передал Стефану.

При игумене Никоне Печерский монастырь добивался канонизации своего знаменитого игумена Феодосия. Поскольку каменный храм монастыря, заложенный самим Феодосием, оставался неосвященным, можно предположить, что печерская братия хотели соединить вместе два события с перенесением в нее мощей нового святого. Для этой цели Нестор написал "Житие Феодосия". Однако, канонизация игумена Феодосия В этот раз не состоялась, так как против нее выступил Киевский митрополит-грек Иоанн II.

Игумен Никон умер В 1088 году. Кандидатом на игуменство от группы недовольных стал Иоанн, ригорист (т.е, суровый), требовавший аскетических подвигов и соблюдения Устава. Новоизбранный игумен был человеком образованным и,как полагают некоторые историки, автором Начального Свода Летописи, которым впоследствии воспользовался преподобный Нестор.

Важным событием в жизни Киево-Печерского монастыря в 1091 году - канонизация преподобного Феодосия Печерского. На торжество перенесения святых мощей Феодосия присутствовали четыре епископа, все киевские игумены и множество народа. Митрополичья кафедра в то время была вдовствующей, и ее временно занимал один из епископов, по всей вероятности Ефрем Переяславский, в свое время подвизавшийся в Печерском монастыре. Князь Киевский Всеволод в торжестве не участвовал, хотя и дал свое согласие на перенесение мощей игумена Феодосия. Он на испытывал расположения к Печерской обители, зато был благосклонен к Выдубецкому монастырю.

Торжество перенесения преподобного Феодосия В Великую церковь состоялось, а вопрос его канонизации остался открытым.
Прославление преподобного Феодосия Печерского состоялось только в 1108 году при игумене Печерском Феоктисте, который сумел заставить князя Киевского Святополка вписать в Синодик Феодосия, потому что так было угодно Богу. Поднялось значение Печерской обители в глазах всей Русской земли. Святополк сделал Печерский монастырь своим княжеским монастырем, а его игумен впервые стал именоваться архимандритом. По словам Нестора Летописца, Киевский князь Святополк "такой имелъ обычай: если шелъ на войну или по другому делу изъ Киева, то поклонялся у гроба Феодосия, и взявъ молитву у игумена, присутствовавшего при этомъ, только тогда отправлялся въ свой путь".

Киево-Печерский монастырь, основанный преподобными Антонием и Феодосием на строгих началах Студийского общественного Устава, в течение веков пользовался правами самоуправления. Братия сама избирала своего настоятеля, каковой первоначально, до половины ХП века, именовался игуменом, а с 1159 года, в силу Грамоты великого князя Андрея Боголюбского, - архимандритом. Та, же Грамота предоставляла Печерскому монастырю титул Лавры и права ставропигии, то есть независимости от местных епископов, митрополитов Киевских: он должен был впредь подчиняться только великому князю и патриарху Константинопольскому. Этот титул и права вскоре пришли в упадок вследствие татарского разорения и зависимости от Литвы, но уже польские короли после 1569 года постепенно возвратили Лавре часть ее старых привилегий, доходов и земельных владений. Титул Лавры и права ставропигии были вновь признаны Иерусалимским патриархом Иеремией В 90-х годах ХVI века и другими восточными патриархами ХVI-ХVII веков. После присоединения Киева к России и подчинения Лавры Московской Патриархии привилегии Лавры были подтверждены патриархом Московским Иоакимом в 1688 году, и в Грамотах она именовалась царской и патриаршей ставропигией, оставаясь независимой от митрополитов Киевских и управлялась выборными настоятелями, архимандритами, которым были присвоены особые преимущества В богослужении.

Монахи Киево-Почерской обители, в первую очередь затворники, отличались нравственностью и подвижничеством. Это привлекало В Лавру образованных и знатных людей. Монастырь стал своеобразной академией православных иерархов. До начала ХIII века из числа его иноков в разные пределы Киевской Руси было назначено 50 епископов.

Многие Печерские иноки становились миссионерами и отправлялись проповедовать христианство в те области Руси, где население исповедовало язычество. Так, преподобный Евстратий Постник в 1096 году был взят в плен половцами, продан иудеям и замучен за проповедь христианства; преподобный Кукша и его ученик Иоанн, крестившие вятичей, также были замучены; преподобный Никон Сухой склонил к христианству одного из знатных половцев с семьей. Часто проповеди монахов и обращения их к князьям были направлены против раздиравших Киевскую Русь усобиц, призывали к сохранению целостности великокняжеской власти и порядка наследования княжеского престола представителями киевской династии.

С Киево-Печерским монастырем связано летописание. Первым известным летописцем был преподобный Никон, игумен Печерского монастыря.Автором Печерской летописи считается преподобный Нестор Летописец, около 1113 г. окончивший свою гениальную "Повесть Временных Лет". В первой четверти ХШ века в монастыре было создано уникальное произведение - "Киево-Печерский Патерик", в основу которого составили рассказы инока Подикарпа, а также Послания Симона, епископа Владимиро-Суздальского.

Начиная с 40-х годов ХIII столетия и до начала ХIV В.Киево-Пе-черская Лавра была свидетельницей татаро-монгольских нашествий и вместе с народом претерпевала бедствия. Золотоордынские ханы, понимая значение Киева для восточных славян, всячески препятствовали возрождению города. От татарских набегов монастырь, как и весь Киев сильно пострадал в 1300 году, тогда Киевский митрополит Максим вынужден был выехать из Киева во Владимир. Источников сообщающих о жизни Лавры в этот период, сохранилось очень мало. В связи с тем, что Чингиз-хан и его преемники, в силу своего суеверия, проявляли веротерпимость, есть основания полагать, что жизнь и Богослужение в монастыре не прекращались. Известно, что в 1251, 1274 и 1277 го- дах в Киев из Греции приезжал митрополит Кирилл. Он совершал в Софийском соборе хиротонии епископов для Владимира-на-Клязьме и Новгорода. В 1284 году митрополит Максим созвал Собор в Киеве епископов и позднее сам совершал епископские хиротонии.

Митрополит Московский Макарий (Булгаков) считает, что в этот период иноки жили не в самой обители, а вокруг нее, "по дебрям и лесам, в уединенных пещерах, и тайно сходились в один уцелевший от разорения предел церкви для совершения Богослужения."

В середине XIV века начинается литовская экспансия на Украине. Несмотря на то, что литовский князь Ольгерд, которому подчинялись киевские земли исповедовал первоначально языческую веру, а затем после принятия Кревской унии (1385 г.) между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение католицизма. Печерская обитель жила в этот период полнокровной жизнью. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт: юноша Арсений, родом из Твери, принявший во втором половине ХIV века постриг "...возрадовался духом, нашедши в Киево-Печерской Лавре иноков, которые сияли добродетелями, как звезды на тверди небесной, и, стараясь подражать им, в продолжение многих лет проходил разные степени послушания".

Печерский монастырь оказал определенное влияние и на развитие Святой Православной Церкви в сопредельных русских землях в бедственное для них время. Так, во второй половине ХIV века пострижен-ник Киево-Печерского монастыря Стефан, Мохринский чудотворец, основал недалеко от Москвы Мохринский, а в Вологодской земле - Авнежский монастыри. В конце ХV века печерский постриженник Кузьма Яхромский основал монастырь на реке Яхроме во Владимирском уезде (недалеко от Москвы).

В этот период Киево-Печерская Лавра пользовалась такой славой, что нередко некоторые русские князья приходили в монастырь и оставались жить в ней навсегда, причем некоторые из них и сами прославились как знаменитые подвижники. В частности, здесь в 1439 году в монашество с именем Феодосий принял известный полководец князь Феодор Острожский, передавший обители свои богатства.

К концу ХVI века, преодолевая различные трудности, связанные с окатоличиванием украинских земель, а также вмешательств во внутреннюю жизнь Лавры, монастырь, отстраивая храмы и преобретая новые земли, активно возрождался. Уже не имея прежней славы, бывшей как в первые века его существования, он остается одним из крупных духовных, просветительских и культурных центров  Украины. И новая волна возрождения духовного влияния Печерского монастыря поднялась в период борьбы с Брестской унией (1596 г.), когда обитель возглавили выдающиеся деятели Православия: архимандриты Никифор (Тур), Елисей (Плетенецкий), Захария (Копыстенский), святитель митрополит Петр (Могила), Иннокентий (Гизель) и другие. Так, с именем архимандрита Елисея (Плетенецкого) связано начало книгопечатание в Киеве. Первой отпечатанной в типографии Киево-Печерской Лавры книгой, дошедшей до наших дней, является "Часословец" (1616-1617 гг.). В 1680-90-х годах в Лавре инок Батуринского Крупицкого монастыря, будущий святитель Димитрий (Туптало) Ростовский составляет "Жития святых”, которые и поныне являются любимым чтением христиан.

С 1786 года Киевские и Галицкие митрополиты были одновременно (священноархимандритами) Печерской Лавры. Первым лицом после настоятеля в Лавре был наместник, как правило, иеромонах или игумен, а позднее архимандрит. Всеми делами монастыря управлял Духовный Собор во главе с наместником. В его состав входили руководители лаврских ведомств. По духовным штатам следующим по старшенству после наместника был казначей. В его ведении находились книги прихода и расхода лаврских ведомств. Начальник счетного стола сверял приходные и расходные статьи, составлял ежемесячные и годовые ведомости. Благочинный отвечал за порядок в Лавре, наблюдал за поведением монахов, послушников, распоряжался караулом. Экклесиарх ведал всеми лаврскими церквами, ризницами, утварью, выделкой и продажей свечей, колокольным благовестом и церковной стражей. Келарь ведал трапезной, просфорней и всеми съестными припасами. Помощником келаря был "ключник погребный”. Блюстители обеих пещер стояли во главе братии пещер и наблюдали за порядком в пещерах и пещерных храмах. На попечении больничного начальника были больные и пристарелые из числа лаврской братии. Эконом внутренний распоряжался всем имуществом внутри Лавры; эконом внешний руководил лаврскими угодиями и хозяйством вне Киева. Типограф управлял типографией. Библиотекарь ведал лаврской библиотекой. Для исповеди монахов избирался ими духовник.

Киево-Печерскую Лавру не обходил вниманием ни один из русских государей: Алексей Михайлович и Петр I Великий, Анна Иоанновна и Елизавета Петровна, Екатерина II Великая и Павел I Петрович, Николай I и Николай II, Александры I, II и III... Посещая Лавру, императоры так же как и подданные брали благословение у настоятеля, прикладываясь к его руке. Романовы передавали В дар обители лично, либо через своих посланцев золотые кресты и лампады, усеянные алмазами, оклады богослужебных книг, ризы золотого шитья, парчу и кипа- рисовые гробницы для усопших угодников Божиих.

Среди дарителей имена великокняжеские: граф Шереметьев и княгиня Гагарина, граф Румянцев-Задунайский и князь Потемкин, гетман И.Мазепа и графиня Орлова-Чесменская и сотни других. Значительные суммы на содержание Лавры жаловались дворянами, купцами, промышленниками, иностранцами. Даже простолюдины, при своем весьма скромном достатке, считали христианским долгом пожертвовать Лавре часть сбережений.

При Печерском монастыре существовали странноприимница и больница, на строительство которых Лавра израсходовала более ста тысяч рублей. До восьми десяти тысяч паломников принимала ежегодно святая обитель на иждивение. Многие из них не только бесплатно проживали в лаврской гостинице, но и питались (за счет монастыря) хлебом и щами три, четыре и более дней наряду. И так на протяжении десятилетий!

Как и прочие монастыри Российской империи, Лавра выделяла значительные средства на развитие образования: содержала собственную начальную школу, Духовное училище, ассигновала средства па обучение бедных учащихся Киевской епархии и деже установила пять стипендий в духовно-учебных заведениях Киева и Костромы „В память о чудесном спасении священной жизни государя-императора Александра II 4 апреля 1866 года".

1 декабря 1860 года в Лавре открылось двухклассное народное училище для детей штатных служителей и жителей Киева. Впоследствии оно было названо лаврской двухклассной церковноприходской школой. В 1914 году она принимала на обучение до 130-140 детей.

Киево-Печерская обитель всегда отзывалась на всякое благое, христианско-народное и церковно-общественное дело. Благотворительность, любовь к ближним создавали Киево-Печерской Лавре заслуженный авторитет. Свидетельство тому - щедрые подарки царствующих особ с сопроводительными документами "о даровании в озноменование особого расположения к Обители за труды и молитвы братии Лаврской имя спасения душ человеческих".

Многие знаменитые люди хотели, чтобы после смерти их погребали на лаврском кладбище. Подобное завещание оставил, в частности, генерал-фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев. Однако, после смерти Шереметьева, последовавшей в Москве, по повелению Петра I тело покойного доставили не в Киев, а в Александро-Невскую Лавру Санкт-Петербурга. На Рождественском кладбище Лавры, в большой Успенской церкви, на территории обители покоились многие выдающиеся деятели России и Украины, в том числе дочь упоминаемого Б.П.Шереметьева - Наталия (в монашестве - Нектария) Долгорукая. Нелегкая судьба этой женщины была у всех на слуху многие годы. Опальная княжна приняла схиму во Флоровском монастыре (в 1757 году, 43-х лет от роду). Деятельный человек, образованная женщина, она принимала участие в весстановлении Десятинной церкви и других киевских храмов. Скончавшаяся 3 июля 1771 года монахиня Нектария с подобающими княгине и подвижнице почестями была погребена в Лавре.

Колокольня на территории Дальних пещер возле храма Рождества Пресвятой Богородицы построена  в 1761 году.

8 декабря 1796 года, спустя месяц после смерти империатрицы Екатерины II, скончался Петр Александрович Румянцев-Задунайский, выдающийся военачальник и государственный деятель, фаворит царского двора, всю сознательную жизнь посвятивший служению державе. Император Павел I наложил на всю Российскую империю трехдневный траур "В память великих заслуг фельдмаршала Румянцева перед Отечеством”. По завещанию Румянцева, тело его перевезли в Киев и погребли в Лавре, у клироса соборной Свято-Успенской церкви. При входе в храм, в особо устроенном здании ему воздвигли грандиозный памятник.

В 1911 году земля обители приняла останки Петра Аркадиевича Столыпина - выдающегося государственного деятеля Российской империи.

В Лавре сложился уникальный некрополь. В земле святой обители в церквах и пещерах ее почивают: первый Киевский митрополит Михаил, князь Феодор (в монашестве Феодосий) Острожский, архимандрит Елисей (Плетенецкий), святитель Петр (Могила), архимандрит Иннокентий (Гизель) и десятки других выдающихся деятелей Отечества.

После октябрьского переворота 1917 года для Лавры начались самые трудные в ее истории времена. Согласно Декрету советского правительства "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви" все имущество церковных и религиозных обществ было объявлено достоянием народа. 29 сентября 1926 года ВУЦИК и Совет народных Комиссаров УССР приняли постановление "О признании бывшей Киево- Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок".

Постепенная изоляция церковной Общины, вытеснение ее новосозданным музеем завершились к началу 1930 года полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена за сотню километров от Киева и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению и разрушению.

Огромный ущерб архитектурным и историческим ценностям Лавры был нанесен в годы Великой Отечественной войны. 3 ноября 1941 года был взорван Свято-Успенский собор. До сих пор точно не установлено кем производились взрывные работы: гитлеровцами или советским подпольем. Тем не менее, остается очевидной разрушительная и дикая по своему характеру суть одного к другого безбожного режима.
В конце 50-х годов под усиленым давлением партийно-политической системы Заповедник превращается в рассадник заидеологизированной атестической пропоганды. В это время по указанию директивных партийных органов были засыпаны старинные колодцы преподобных Антония и Феодосия, которые еще с давних времен пользовались большой популярностью у верующих, а также выполняли дренажную функцию.

В 1961 году волюнтаристским решением вышеназванных органов действующий монастырь, возобновившийся на территории нижней части Лавры во время фашистской оккупации - 1941 года был упразднен, его насельники изгнаны.

В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летнего юбилея Крещения Киевской Руси и согласно постановлению Совета Министров УССР новосозданной Печерской Общине была передана территория Дальних пещер со всеми наземными строениями и пещерами. В 1990 году передана территория Ближних пещер.

21 ноября 1998 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир положил первый кирпич в основание вновь возрождающейся Великой церкви. Спустя два года, 24 августа 2000 г., Блаженнейший Владимир освятил величественный храм, выросший на месте руин. При восстановлении Успенскому собору были возвращены формы и декор XVIII в.

Над воссозданием барочных фронтонов, которыми во второй половине XVIII в. были украшены фасады храма, работали киевские художники-реставраторы С. Баяндин и Ю. Гузенко. Образы пророков, Архангелов и преподобных Печерских написаны в свободной художественной манере, характерной для украинского барокко. Теми же авторами расписаны фасады собора. В своем проекте настенной живописи художники стремились воплотить украинскую барочную традицию. Всего на стенах собора помещено 186 композиций.

Обновленный Успенский собор, как и в XVIII в., украшают 48 рипид. На позолоту рипид, крестов и куполов было израсходовано 8,514 кг сусального золота.

Изразцы, как храмовое украшение, стали использоваться еще в конце X в. На восстановленном Успенском храме имеются 362 гипсовые розетки.

В интерьере храма предполагается восстановить росписи XVIII в. по акварельным рисункам академика Ф. Солнцева, сохранившимся в историческом архиве С.-Петербурга. Они послужат образцами для подборки сюжетных композиций, которые дополнят отсутствующие фрагменты. Стены интерьера планируется украсить лепными элементами: карнизами, поясами, растительными орнаментами в стиле украинского барокко.

На хорах в северо-западной части восстановлено помещение библиотеки, интерьеры которой  — шкафы, большой стол, кресла и пр. — также предполагается восстановить.

При воссоздании иконостаса использовались рисунки академика Солнцева, а как аналог — иконостас Троицкой надвратной церкви, резьба которого подобна той, что украшала прежний иконостас главного алтаря Великой церкви. Нынешний сосново-липовый иконостас длиной 25 м и высотой — 21 м состоит из пяти ярусов. Восстановление Успенского собора не только как архитектурного сооружения, но и как действующего храма канонической Церкви несомненно имеет величайшее значение для всего православного мира.
Разделяя судьбу Украины и ее народа, Лавра подвергалась многократным разорениям. Страдали и храмы. Годы богоборчества нанесли тяжелый удар не только по рукотворным храмам, но и по душам людей. Мы разучились понимать красоту церковной архитектуры, ее бесконечно глубокий смысл.

Святитель Тихон Задонский писал: «Всякое место, на немже Бог глаголется обитати, домом Божиим нарещися может, дом бо есть место обитания. Обаче молитвенные храмы, тщанием боголюбивых людей состроенные, собственне домом Божиим называются. Ибо в них единых служения, единому Богу подобающия, отправляются; на то бо они и устрояются и освящаются. В них бо священннодействия совершаются, святые Тайны совершаются, пения совершаются, славословия совершаются. В них непостижимая оная, «в нюже и Ангели желают приникнути» (1 Петр. 1, 12), Безкровная небесному Отцу, по вся дни приносится Жертва. В них Дух Святый на предложенные святые Дары снисходит, священнодействие совершает, молящихся освящает…»

Сегодня в возвращенных монастырю храмах святой Лавры вновь совершаются богослужения, возносятся молитвы. Великие творения рук наших благочестивых предков вновь ожили и принимают под свои своды души, жаждущие истины и духовного утешения.

3 января 2013 года Блаженнейший Митрополит Владимир освятил главный престол Успенского собора.

9 апреля 2014 года Местоблюститель Киевской Митрополичьей кафедры митрополит Онуфрий освятил обновленный Трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских.

4 апреля 2015 года Блаженнейший Митрополит Онуфрий освятил придел в честь апостола Иоанна Богослова Успенского собора.

8 апреля 2015 года Митрополит Онуфрий освятил отреставрированную Великую лаврскую колокольню.


 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU